По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип по¬лучения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимиза¬ции всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он ри¬скует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:
* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к дивер¬сификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм боль¬шему количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Банку необходимо подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и пассив¬ными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рента¬бельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне.
Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значе¬ние для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими [4, c.180].
Основным методом снижения риска кредитования, к примеру, является ана¬лиз кредито- и платежеспособности заемщиков. Анализ кредитоспо¬собности заемщика начинается с изучения следующих сторон его де¬ятельности :
2. Анализ фактора С1. В социальной концепции маркетинга этим фактором обозначают возможность предприятия-производителя своими товарами удовлетворять интересы потребителей. Иньтми словами, производители существуют тогда и только тогда, когда их товар необходим потребителям. С помощью различных мето¬дов факторного (в том числе регрессионного) анализа определя¬ют :
• оптимальный выбор рыночного сегмента (окно, нишу) и пр.
3. Анализ фактора С2. что выражает удовлетворение интересов са¬мого производителя, т.е. его способность получать прибыль и распоряжаться ею. Этот анализ производится по следующим на¬правлениям :
• уровень издержек производителя ;
• « солидность » производителя, т.е. своевременность расчетов по ранее полученным кредитам, его капитальная база как заемщика ;
• его репутация (рейтинг), его желание и решимость удовлетворить свои обязательства ;
• возможность осуществления залогового права со стороны обслу¬живающих его банков и банковских учреждений.