Российский федерализм: проблемы формирования федеративных отношений нового типа
Важной особенностью России является различие условий перехода ее регионов к рыночному хозяйству, включая природно-экономические, экологические и др.
Оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфике развития страны, требует органической увязки различных уровней государственного воздействия на экономику. Использование тех или иных форм и методов государственного воздействия предполагает его гибкость на различных уровнях хозяйствования. В течение четырех последних лет в стране произошла резкая децентрализация хозяйственной жизни и систем управления. В этих условиях субъекты Федерации, особенно экономически наиболее развитые, не могут играть чисто формальную роль в осуществлении реформы. Они объективно вынуждены взять на себя значительную долю полномочий и ответственности за ход и результаты преобразований. Весьма непросто идет процесс формирования нового типа экономических отношений между центром и регионами. Обусловлено это прежде всего отсутствием целостной модели российского федерализма.
В условиях, когда старый механизм взаимодействия субъектов Федерации уже не эффективен, а новый только формируется, возникает необходимость создания российского варианта современных институтов федерального регулирования. Новый тип экономических отношений между центром и регионами требует прежде всего использования принципов реального федерализма на основе экономически обоснованной и непротиворечивой в правовом отношении модели федеративного устройства России. Первостепенное значение имеет вопрос о равенстве (или неравенстве) статуса субъектов Федерации, особенно с учетом нарастающего разрыва между ними в уровнях социально-экономического развития, располагаемом ресурсном потенциале, финансово-бюджетных возможностях.
Гигантские размеры России, чрезмерная дифференциация уровней развития регионов, различная история составляющих федерацию образований, неодинаковый политический менталитет с наложенными на все это рыночными реформами, кардинально меняющими критерии эффективности сложившихся кооперационных связей, - все это позволяет говорить о возможности становления федерализма в России только на асимметричной основе с различной степенью самостоятельности регионов.
Процесс федерализации в России требует решения ряда взаимосвязанных проблем. Во-первых, следует определить принципы национально-государственного устройства, что связано с полиэтничностью населения страны. Во-вторых, важно найти формы культурно-национальной автономии для удовлетворения интересов национальных меньшинств. Все это порождает асимметричность федеративных отношений. Суть его в следующем: все суверенные республики имеют одинаковые права, но распоряжаются ими каждая по-своему. Одни республики оставляют для себя максимум прав и полномочий; другие, исходя из своих возможностей, предпочитают передавать их федеральному центру.
Единственный путь сохранения РФ это договорно-конституционное закрепление асимметричного построения. Асимметричность отношений субъектов федерации отвечает реальным интересам народов. Фактическими причинами введения асимметричной федерации являются несколько факторов.