Значение и сущность морского страхования
Морское судоходство даже при современных средствах техники судостроения и судовождения связано с повышенной опасностью. Время года, в которое совершается рейс, тип и техническое состояние судна, род груза, район плавания и другие обстоятельства влияют на степень сохранности самого судна и груза.
В рейсе судно и груз могут погибнуть или получить повреждение в результате шторма, посадки на мель и т.п., что не может быть поставлено в вину судовладельца или кому-либо.
Кроме того ответственность судовладельца, даже когда она имеет место, во многих случаях ограничена, а значит, и не обеспечивает полного возмещения причиненного ущерба. Поэтому судовладельцы испытывают потребность в такой системе охраны своих имущественных интересов, которая гарантировала бы их восстановление и в тех случаях, когда ответственность не наступает вовсе или позволяет компенсировать убытки лишь частично.
Такой системой является морское страхование, ставшее неотъемлемым элементом морского судоходства и внешней торговли.
Экономическая сущность страхования состоит в возмещении убытков из централизованного фонда, созданного за счет взносов, производимых отдельными заинтересованными лицами. Страховые фонды находятся в распоряжении специальных страховых организаций и используются ими для компенсации потерь и убытков, возникших у соответствующего лица от определенных опасностей.
Цель морского страхования состоит в возмещении убытков, понесенных кем-либо из числа застрахованных лиц, путем разложения убытков между страхователями.
Страхование судов является одной из древнейших и наиболее сложных отраслей морского страхования. Современный флот плавучих средств представляет собой сложное хозяйство, наделенное различными, зачастую противоположными, специфическими особенностями эксплуатации.
Однако все многообразие речных, морских, озерных плавающих средств, естественно, поддается классификации.
Суда подразделяются на группы в зависимости от их назначения, района плавания, материала постройки, рода двигателя и т.п.
По назначению суда делятся на военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские и грузовые, служебные (буксиры, ледоколы, лихтеры, паромы, плавкраны и т.п.), промысловые, спортивные.
По районам плавания - на океанские, морские дальнего и малого плавания, река - море, речные и озерные.
По материалу, из которого сооружен корпус судна,- на деревянные, железные, стальные, смешанные и композитные, а также на железобетонные, иногда алюминиевые или медные.
По роду двигателя - на ветровые, паровые, которые в свою очередь, подразделяются на суда с угольным отоплением, нефтяным или смешанным, на тепловые, электрические, атомные.
Вся работа доступна по Ссылке