Психологические особенности мальчиков и девочек
Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. [14] в широком смысле пол – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида.
Кон [22] писал, что в любом человеческом обществе
• мальчики и девочки ведут себя по-разному;
• от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.
Какую же роль в формировании, закреплении и изменении половых различий играет воспитание детей?
Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.
Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, со¬ставляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосо¬знания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обо¬сновать эту атрибуцию. В 3—4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают прин¬ципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6—7 лет ребенок окон¬чательно осознает необратимость половой принадлежности, при¬чем это совпадает с бурным усилением половой дифференциа¬ции поведения и установок; мальчики и девочки по собствен¬ной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.
Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, при¬нятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что маль¬чиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек — за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соот¬ветствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Вследствие врожденных половых различий, мальчики и девочки по-разному сти¬мулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врож¬денных различий, одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребе¬нок данного пола.
По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, под¬твержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли опре¬деляются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше поощрений и авто¬номии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых.
Вся работа доступна по Ссылке