Экспериментальная апробация диагностических методов профориентационной работы
Апробация диагностических методов профориентационной работы проходила в Детско-юношеском центре района Хамовники с подростками в возрасте от 15 – 17 лет. В экспериментальной апробации диагностических методов принимали участие 12 учеников, из них девушек –7, юношей –5.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на профпросвещение, профактивизацию учащихся, их профвоспитание. С этой целью в начале нашей профориентационной работы была проведена беседа с группой, для ознакомления учащихся с миром профессий, ознакомление с различными видами труда востребованными обществом, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.
Во время проведения беседы был выявлен интересучащихся к данной проблеме. В процессе беседы выяснились желания и намерения подростков. Но у многих участников беседы наблюдалось необоснованность решения и в некоторых случаях полная неопределенность в выборе профессии.
Для выяснения мотивационной сферы учащегося, после проведенной беседы, мы решили начать свою работу с диагностической методики «Карта интересов». Ученикам предлагалось ответить на 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности [См. прил. №2].
После обработки результатов, были проанализированы полученные данные: у девушек в большей степени проявлялась заинтересованность в гуманитарных профессиях, таких как медицина, легкая и пищевая промышленность, литература и журналистика, и, соответственно, у юношей склонность к техническим профессиям– химия, техника, транспорт, строительство и военные специальности.
Также была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), предназначенная для определения склонности к различным типам профессий, в соответствии с классификацией Е.А. Климова. [См. прил. №4 ]
Учащимся было предложено ответить не задумываясь на 20 пар вопросов.
Проанализировав результаты опросника ДДО видно, что наиболее популярным предметом труда среди юношей является «человек – техника», а у девушек «человек – человек». Последнее место у тех и у других занимает «человек – природа».
Малопопулярны как у юношей, так и у девушек предметы труда «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ».
Для определения типа личности в нашей работе использовался опросник Голланда. [См. прил. №3 ] Опросник помогает выявить человеку по своим личностным качествам к какому определенному типу профессии он подходит.
Выяснилось, что из 12 человек: 3 относятся к реалистическому типу, 1 – интеллектуальный, 2 – социальный, 2 – артистичный, 3 – конвенциональный и 1 человек относится к предприимчивому. В соответствии с проведенным опросником, учащиеся узнали свои личностные качества и какие виды профессий соответствуют их типуличности.
Затем было решено провести опросник профессиональной готовности (ОПГ), предназначенный для выявления отношения испытуемого к различным видам профессиональной деятельности (типам профессий) [См. прил. №1]. После подведения итогов выяснилось следующее: анализируя первую графу – умения – оказалось, что у 2/3 участников группы заниженная самооценка. Учащиеся довольно слабо оценивают свои способности и умения. Анализ графы – пожелания – в большинстве у участников опроса выявлено многообразие интересов, активность, желание попробовать свои силы в разных направлениях.
После выявления мотивационной сферы учащихся были проведены методики, определяющие личностные особенности учащихся.
Был проведен опросник «коммуникативные и организаторские способности» (КОС) [См. прил. № 6].
Среди учащихся большинство обладают коммуникативными способностями, что говорит об их умении и стремлении к общению с людьми, работе в социальной сфере. А организаторские способности развиты слабо. Большинство из учеников не готовы к принятию собственных решений и к организации работы других людей.