Анализ применения диагностических методов в профориентационной работе социального педагога
Для того чтобы правильно решить сложную задачу определения будущего трудового и жизненного пути школьника, необходимо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, психологического и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осуществляется самой личностью с учетом своих индивидуально-психологических особенностей. В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально-психических свойств, достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий.[36]
Вместе с тем мы установили, что на формирование профессиональных интересов школьников большое значение оказывает изучение ими рынка труда.
Изучение личности осуществляется сегодня в главных аспектах: профессиональная направленность; биологически обусловленные особенности; наличие знаний, умений и навыков (уровень развития личности); особенности протекания психических процессов.
Личностный подход на всех этапах профориентации опирается на преемственно динамическое изучение всех четырех подструктур и двух общих качеств (характера и способностей) личности.
Первая подструктура личности включает в себя направленность личности, ее социальные установки, ставшие свойствами личности и определяющие отношения человека к действительности и самому себе. Сюда входят потребности, интересы, склонности, мотивы, то есть ценностные ориентации человека.
Вторая подструктура состоит из приобретенного жизненного опыта (знания, умения, навыки, привычки, усвоенные в ходе обучения и воспитания человека).
Третья подструктура включает индивидуальные особенности психических процессов.
Четвертая подструктура – это свойства темперамента или психологические основы нервной деятельности человека.
В профессиональной диагностике выделяют ряд задач, отражающих главную цель данной работы. Во-первых, это психологический анализ личности школьника. Во-вторых, сопоставление индивидуально-психологических качеств личности учащегося специфическим требованиям той или иной профессии. В-третьих, на основе психологического анализа определение конкретных путей и способов целенаправленного совершенствования и дальнейшего развития личности.
Профессиональная диагностика выступает в нашем исследовании как важный фактор повышения эффективности подготовки школьников к выбору профессии. Вместе с тем профдиагностика представляет важнейшие компоненты системы профориентирования. При этом предварительная профессиональная диагностика является одним из начальных этапов системы и выдает информацию об исходном состоянии анализа индивидуальных качеств личности учащегося.