Теоретико-методологические основы формирования структуры службы внутреннего аудита холдинга
По итогам исследования роли и значения внутреннего аудита в целях повышения качества и эффективности управления холдингами, нами была обоснована необходимость и целесообразность формирования в структуре холдинга службы внутреннего аудита, освещены и проанализированы требования к службе внутреннего аудита и исследованы принципы ее организации.
При определении статуса подразделения внутреннего аудита в системе управления холдинга, по нашему мнению, более приемлемым подходом является формирование отдела в качестве обособленной и независимой структуры - отдельного структурного звена в системе управления холдингом. При этом подразделению внутреннего аудита целесообразно находиться на более высоком уровне системы управления, чем остальные структурные звенья - линейно-функциональная структура, достоинством которой является то, что формируемая система позволяет управлять всей организацией как единым целым, и вместе с тем при высшем руководящем звене работает административно обособленная единица со своими целевыми установками.
Организация эффективно функционирующей системы внутреннего аудита в холдинге - сложный многоступенчатый процесс, который производится в рамках нескольких последовательных этапов. Следует заметить, что существуют различные мнения в экономической литературе относительно процесса организации подразделения внутреннего аудита в компании. Так, например, с точки зрения Бурцева В.В., процесс организации отдела внутреннего аудита можно осуществить в рамках 7 этапов, включающих в себя выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита; определение основных функций; объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела; разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности... и закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита; соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - отдел внутреннего аудита;
интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием; разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и Кодекса этики [52]. Профессор Соколов Б.H предлагает 9 этапов создания службы внутреннего аудита, включающих себя процессы определения системы целей создания службы, выявления пользователей услуг службы, ее статуса и основных функций, формирования команды, внутренней структуры, кадрового состава службы, разработки нормативных документов, плана работы [169]. Пугачев В.В. в своей работе не формулирует закрепленную последовательность этапов или действий, но определяет процесс организации службы внутреннего аудита, исходя из основных, с его точки зрения, пунктов данного процесса, таких как определение подхода (способа) к организации внутреннего аудита в компании, определение места службы в органах контроля компании, определение структуры и численности, определение прав, функций и полномочий службы внутреннего аудита, а также определение порядка взаимодействия службы внутреннего аудита с другими подразделениями компании [155]. Однако в целом можно сделать вывод о том, что существующие варианты организации служб внутреннего аудита представлены в достаточно общей форме, которая не подразумевает под собой раскрытие особенностей применения представленных схем в зависимости от возможных видов организационных структур компаний, имеющих свои определенные специфические черты. На наш взгляд, специфика организационной структуры и структуры управления холдингов является одной из наиболее сложных и, следовательно, требует отдельного подхода к формулировке и построению логической последовательности действий по организации подразделений внутреннего аудита в подобных компаниях.
Вся работа доступна по Ссылке