Содержание, сущность и задачи внутреннего контроля в холдингах
Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством.
Как известно, управление - это направленное воздействие администрации предприятия, организации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет увеличения эффективности основной деятельности организации, улучшения качества производимой продукции (оказания услуг, выполнения работ) и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива. Управление сводится к постановке конкретных задач, . принятию оптимальных решений и организации контроля, оперативного регулирования и оценки полученных результатов.
Хозяйственная деятельность холдингов аналогично обособленным предприятиям также направлена на осуществление производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Однако ввиду особенностей организационной структуры компаний холдингового типа существуют различия относительно обособленных предприятий с точки зрения реализации управляющего воздействия на хозяйственные общества в лице участников холдинга по следующим основным направлениям («внутрихолдинговым элементам управления»):
- управление собственностью или пакетами акций (долями участия в уставном капитале);
- управление производственно-хозяйственной деятельностью, в том числе инвестиционную, технологическую, кадровую, сбытовую;
- управление денежными потоками.
Управление хозяйственной деятельностью компании предполагает необходимость определения ее целей и планирование путей их достижения, получения сведений о ее ходе и результатах, принятия решения о регулировании выявленных отклонений, контроля выполнения решений и планов, выполнения других необходимых действий.
Организационные структуры хозяйственной деятельности холдингов подразделяются на объекты управления и органы управления. Первые состоят из хозяйственных подразделений, в которых совершается хозяйственная деятельность. Вторые обеспечивают наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью этих подразделений, ее планирование, регулирование и др. Продуктом управления в холдингах являются управленческие решения, обеспечивающие достижение целей их хозяйственной деятельности.