Игра как объект изучения разных наук
Уже много столетий подряд учеными разных направлений ведутся дискуссии о месте игры в бытии человека. Характерно, что само восприятие жизни и действи-тельности как игры издревле присуще человеческому сознанию. Уже в представле-нии древних европейцев творение мира интерпретировалось как игра бога Брахмы, а акт творения ассоциировался с игрой (Ригведа, 1989:14). При этом люди сравнива-лись с «куклами богов», которых боги создали то ли ради забавы, то ли ради серьез-ной цели, что совершенно исключало самостоятельную игру человека (Платон, 1980:94).
В современной теоретической мысли запада, среди философов, литературоведов, искусствоведов, театроведов и социологов стало все более распространяться мнение о маскарадном, карнавальном характере общественной жизни и способах ее восприятия, когда политика, экономика, искусство – все трансформировалось во все-объемлющий «шоу-бизнес». Так, например, Г. Алмер в книге «Прикладная грамма-тика» утверждает, что в наше время буквально все от политики до поэтики стало те-атральным. Еще раньше Ги. Дебор назвал современное общество «обществом спек-такля». В 1973 г. Р. Барт высказал мнение, что «всякая сильная дискурсивная система есть представление (в театральном смысле – шоу), демонстрация аргументов, прие-мов защиты и нападения.
И. Кант указывал на игровую природу красоты и эстетического, на игровой ха-рактер познавательных способностей человеческого духа (Кант,1965).
Как игру рассматривал процесс «творения» речи (процесс подготовки, соб-ственно момент внутреннего действия, теоретической работы) М. М. Бахтин. Внутри игры - работы по созданию текста – исследователь выделял несколько этапов: изоб-ретение, которое,собственно, и есть внутренняя интеллектуальная игра; расположе-ние, предварительный суд результатов этой игры, и выражение, так сказать деловой приговор этого суда, сформированный в словах в качестве совещательного результата своей игры – подготовки. При условии умелого проведения этой внутренней речевой работы человек получает возможность в реальной ситуации речевого общения, свободно играя формой этого речевого общения, добиваться максимального совеща-тельного эффекта содержания этого общения. Поступок (а речевая деятельность - это тоже поступок) рассматривается М. М. Бахтиным как творческая игра, в которой правила в той или иной мере преодолеваются (Бахтин, 1986:42).
Указывая, что игра является специфическим фактором всего окружающего ми-ра, Й. Хейзинга писал об элементах игры в правосудии и в политической жизни, в войне и в искусстве, в философии и поэзии, в языке. Посредством языка, считал он, вещи возвышаются до сферы духа. Играя, речетворящий дух то и дело перескакивает из области вещественного в область мысли. Всякое абстрактное выражение есть речевой образ, а всякий речевой образ по Й. Хейзинга есть не что иное как игра слов (Хейзинга, 1997:23). Так человечество все снова и снова творит свое выражение бы-тия – второй, вымышленный, мир рядом с миром природы, представляющий собой некое игровое поле и на этом основании имеющий много общего с игрой.
Игра как понятие признается «блуждающей», универсальной категорией, при-надлежащей всем сферам деятельности человека и поэтому не может иметь одно-значного толкования (Исупов, 1971:47). Словарь русского языка трактует игру как полисемантическое слово. Среди многих его значений выделим: 2) занятие, обуслов-ленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта; 7) преднамеренный ряд действий, преследующий определенную цель: интриги, тайные замыслы (Словарь, 1985:628).
Й. Хейзинга определяет игру как свободную деятельность, которая осознается «невзаправду» и вне повседневной жизни. Однако, она может целиком овладеть иг-рающим, не преследует при этом никакого материального интереса, не ищет пользы, свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вы-зывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной, либо подчеркивать свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой (Хейзинга, 1997:24).
В современной математике под игрой понимается математическая модель кон-фликта, а «необходимое условие того, чтобы теория игр была именно математиче-ской теорией, состоит в принципиальной возможности количественного измерения степени осуществления интересов (выигрыша) каждым из игроков при любом спо-собе выбора всеми игроками своих стратегий» (Воробьев, 1996:93).
Н. Б. Сазонтьева, определяя природу игры независимо от ее формы, содержа-ния, функции, места в культуре, считает, что игре присущи условность, совокуп-ность правил, а сущность игр, по ее мнению, состоит в «апробации, закреплении, выявлении некоторых форм отношений между людьми (как социальных так и лич-ностных) и установлении гибких переходов между ними» (Сазонтьева, 1987:12).
По мнению Г.-Г. Гадамера, игра является «коммуникативным действием в том смысле, что, собственно не такая уж большая разница между тем, кто играет, и тем, кто наблюдает, а ее базовой структурной характеристикой является ритм, в который вовлечены все участники» (Гадамер,1988:289)
В настоящее время теория игр является составной частью гейминга – новой дисциплины, разрабатывающей методы организации, проведения и анализа игровых экспериментов (Сандалова,1998:68).
По словам Э. Берна, игра имеет две основные характеристики: скрытые мотивы и наличие выигрыша (Берн, 1996:37).
Вся работа доступна по Ссылке