Методики изучения личного состава и определения военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости
Предлагаемая методика позволяет выявить существенные черты личности военнослужащего и тип поведения, которые помогут составить его психологический портрет, выделив в группу риска девиантного поведения.
Использование методики поможет индивидуализировать воспитательный процесс и оперативно предпринимать меры по предупреждению уклонений от военной службы. Естественно применение дополнительных тестов повышает надежность результатов, а помощь и консультация войсковых психологов избавят вас от возможных ошибок.
Наиболее общим методом изучения личного состава является наблюдение. Он доступен любому офицеру, занимающемуся воспитанием своих подчиненных. Это в целом простой способ выявления внутриколлективных связей и вместе с тем сложный; можно смотреть и не видеть; наблюдать совместно одно явление, а замечать разное; в привычном, обыденном увидеть новое и т. д. Не случайно наблюдение считается настоящим искусством. Тембр голоса, движение глаз, расширение или сужение зрачков, чуть заметная перемена в общении и труднофиксируемые реакции личности, коллектива могут служить поводом для глубоких психологических и педагогических выводов.
Опытный наблюдатель оценивает конкретную личность, коллектив по сумме иногда едва заметных проявлений. У офицера, постоянно занимающегося изучением личного состава, вырабатывается специальный психологический механизм «чтения» психики окружающих людей по их внешним проявлениям.
Большое влияние на восприятие человека оказывают первое впечатление, предварительная информация об исследуемом военнослужащем. Положительная информация нередко вырабатывает установку, которая способствует фиксации положительных фактов деятельности данной личности, коллектива, «вытесняет» из поля восприятия негативную, и наоборот. При этом офицер может субъективно стремиться к беспристрастности, но объективно находится под влиянием сформировавшейся установки. Однако неверно делать вывод, что офицер, изучающий подчиненных, не должен иметь предварительной информации о них: в этом случае наблюдение не будет целеустремленным, достаточно конкретным и содержательным. Очевидно одно: предварительная информация должна быть объективной.
Наблюдение может рассматриваться как самостоятельный метод, но чаще он используется в сочетании с каким-либо другим: например во время беседы, при проведении группового или индивидуального обследования.
1. Наблюдение во время беседы начинается с изучения того, как военнослужащий вошел в комнату: смело, нерешительно, развязно, свободной или скованной походкой. Обращается внимание, какое у него выражение лица, мимика, цвет кожи на открытых частях тела. Как сел на стул, поза, положение и «поведение» рук. Как реагирует на новую для него обстановку кабинета (разглядывает окружающие предметы, спокоен или сосредоточился на собеседнике и ждет «приговора»).
В ходе беседы отмечаются своеобразные проявления личности, которые отражают особенности его характера, эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности (внимания, мышления, сообразительности). Устанавливается, легко ли военнослужащий вступает в беседу, охотно ли отвечает на вопросы; характер ответов - полные или лаконичные, приходится ли повторить вопрос, чтобы получить ответ. Обращается внимание на грамматическое повторение речи, адекватность и точность ответов, богатство словарного запаса, обмолвки, недоговоры, заикание, интонацию. Особенности эмоциональных реакций (сдержанность, уравновешенность или невыдержанность, обидчивость), наличие выраженных вегето-сосудистых реакций (покраснение или побледнение, потливость, дрожание век или рук, гипергидроз) и изменение речи. Держится ли он свободно или напряженно (скованно), развязно или смущенно; движения – спокойные, сдержанные или порывистые, излишние. Речь живая, быстрая, замедленная, отрывистая, эмоциональная окраска речи; задает ли встречные вопросы, какого характера (по теме разговора или посторонние, уводящие в сторону или отражающие пренебрежительное отношение к беседе). Мимика - живая, подвижная, выразительная или, наоборот, бедная. Обращает ли внимание на мимоходом сделанное замечание, замечает ли окружающую обстановку; как быстро и хорошо ли понимает ставящиеся вопросы; легко ли переходит с ответа на один вопрос к ответу на другой; нет ли «вязкости», застревания, излишней детализации; отличается ли находчивость в ответах, остроумие, юмор; соответствует ли уровень интеллекта и знаний полученному образованию и занятиям.
2. Наблюдение во время психологического обследования. Посредством наблюдения за поведением военнослужащих во время группового, а особенно индивидуальных обследований, можно получить ряд дополнительных сведений, характеризующих память, внимание, дисциплинированность, эмоциональную мобильность, работоспособность и ряд других качеств.
При проведении группового обследования (20-30 человек) в поле наблюдения обычно оказываются кандидаты, выделяющиеся либо в лучшую, либо в худшую сторону. Офицер пофамильно отмечает особенности поведения, выполнения заданий лучших и худших, а кто не попал в его поле зрения, относит к средним.
Вся работа доступна по Ссылке