Тарифная политика банка и мониторинг банковских услуг
Взнос сферы услуг во внутренний национальный продукт Украины становится все весомее.
Особенно заметен рост спроса на услуги кредитной системы.
Ведущие банки организуют работу как учреждения сервисного типа, которые зарабатывают продажей продуктов и предоставлением услуг клиентам.
Основными направлениями реализации конкурентной стратегии банка являются товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика.
Для формирования и проведения вышеназванной политики банк создает постоянно действующий отдел по вопросам анализа и управление рисками, которые должны отвечать за установление лимитов относительно отдельных операций, лимитов рисков контрпартнеров, стран контрпартнеров, структуры баланса согласно решениям правления (совета директоров) по вопросам политики относительно рискованности и прибыльности деятельности банка.
Для обеспечения дополнительных мер с целью управления рисками банки создают постоянно действующие комитеты, в частности:
1) кредитный комитет, который ежемесячно оценивает качество активов банка и готовит предложения относительно формирования резервов на покрытие возможного ущерба от их обесценения;
2) комитет по вопросам управления активами и пассивами, который ежемесячно рассматривает себестоимость пассивов и прибыльность активов и принимает решение относительно политики процентной маржи, рассматривает вопрос соответствия срочности активов и пассивов и предоставляет соответствующим подразделениями банка рекомендации относительно устранения расхождений во времени, которые возникают;
3) тарифный комитет, который ежемесячно анализирует соотношение себестоимости услуг и рыночной конкурентоспособности действующих тарифов, отвечает за политику банка по вопросам операционных доходов.
Банки самостоятельно решают и создают органы управления финансовыми рисками с целью обеспечения благоприятных финансовых условий защиты интересов вкладчиков и других кредиторов.
Тарифный комитет формирует предложения по цене на банковские услуги.
Ценовая политика банка предусматривает, что стоимость разных банковских подуктов (% ставки, тарифы, вознаграждения, компенсации и т.д.) определяется и меняется в соответствии с рыночной ситуацией. Существует несколько подходов к установлению цены на услуги:
- ценообразование, ориентированное на рынок;
- ценообразование, ориентированное на затраты банка;
- целевое ценообразование.
Основным методом является установление цены с учетом реалий рынка, ценовой эластичности спроса на новые индивидуальные услуги.
В связи с бурным развитием и укреплением банковских учреждений, заходом на банковский рынок иностранных банков возросла конкуренция за клиента, для которых не маловажным является качество и цена банковских услуг.