Основные этапы развития законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах в Республики Казахстан
Сельское хозяйство в Республики Казахстан всегда было и остается жиз-ненно важной отраслью экономики, от успешного развития которой во многом зависит благополучие государства и жизненный уровень всех казахстанцев.
Исторически прослеживается, что жизнь казахского и других народов проживающих в Казахстане тесно связана именно с этой отраслью экономики, и развитие сельскохозяйственного производства в истории казахского народа занимает одно из ведущих мест в сфере его деятельности. Тесно вплетаясь в быт и уклад населения Казахстана, сельскохозяйственное производство становится неотъемлемой частью бытия и во все времена порождает необходимость оптимального правового регулирования сельскохозяйственных отношений. До-вольно успешно данная проблема находила своё логическое разрешение в до-революционном Казахстане, более того, в период до присоединения Казахстана к России она находила полнокровное правовое регулирование в нормах казах-ского обычного права, а в последующем в законах ханов Касыма, Есима, Тауке и других правителей кочевников. Действовавшее право охватывало все сферы деятельности казахского народа, в том числе и те, которые возникали на основе сельскохозяйственного производства. В современной науке существуют две диаметрально противоположных точки зрения по поводу основной проблемы крестьянства –„земельного вопроса“, как называли её историки - права соб-ственности на землю. Одна группа ученых утверждает: „У кочевых народов было тоже феодальное общество, что и у земледельческих народов и определя-ющую основу феодальных отношений у кочевников составляла феодальная собственность на землю (пастбища) как основное средство производства“.
Другая группа ученых настаивает на обратном: „В условиях существования кочевого скотоводства патриархально-феодальные отношения основываются на частной собственности на скот при отсутствии феодальной собственности на землю“.
Но выводы относительно кочевников-скотоводов сводятся к следующему: „Члены аульной общины имели своё индивидуальное хозяйство, основанное на частной собственности на скот, но не были собственниками пастбищ, что обу-словило их зависимость от лиц, монополизировавших собственность на зем-лю“. Таким образом, семья представляла собой отдельное крестьянское хозяй-ство, а община своеобразный, исторически сложившийся и обусловленный природно-климатическими условиями, способ сельскохозяйственной коопера-ции.