Dasein Хайдеггера и 4-уровневая онтология «Звука» Ригведы
Мартин Хайдеггер (1889-1976), а за ним и Г. Гадамер, в своих попытках описать жиз-ненную динамику в глубинах бытия человеческого сознания, оба прямо вышли на понятие "Слушания" в том же смысле, какой вкладывает в это понятие наше «Слушание» и веди-ческая «шабда». В "Бытие и время" Хайдеггер определяет "Слушание" (так он сам этот процесс и называет: "Hoeren") как конституитивное условие для "Речи", являющейся экзи-стенциальной возможностью осуществления "Вот-Бытия" (Dasein). Ключевым для понимания "фактичности" "Вот-Бытия" является у Хайдеггера понятие экзистенциальной "открытости" (Erschlossenheit), которое выражается в трёх базовых формах или экзистенциальных возможностях (экзистенциалах), обладающих раскрывающей экзистенциальную природу "Вот-Бытия" силой:
- "расположенность" (Befindlichkeit);
- "понимание" (Verstlhen);
- "речь" (Rede).
Подобно тому, как "расположенность" - это всегда расположенность к пониманию, настро-енность на него, а "понимание" - это настроенное на открытость мира уяснение его целостно-сти, подобно этому и "речь" может быть понята как расположенная к миру артикуляция его по-нимания. Хайдеггер дает следующее обобщающее определение экзистенциала речи: "Распо-ложенная понятность бытия-в-мире выговаривает себя как речь» . Под "речью" здесь подразумевается не онтический феномен "языка" как осуществления самого процесса говорения, но экзистенциально-онтологическая структура различных возможностей сообщения с другим и, тем самым, сосуществовать с ним "в мире". И среди этих возможностей Хайдеггер выделяет "Слушание" как конститутивное условие для "Речи". "Слушание" объясняется им как "экзистенциальная открытость присутствия как со-бытие для других". Поэтому "Речь" интерпретируется здесь как пространство совместного бытия. Экзистенциальная открытость или фактичность "Вот-Бытия" есть прежде всего открытость другому. Следовательно, "Речь" - это прежде всего услышанная речь» .
Нужно иметь в виду, что в фундаментальной онтологии "Бытия и времени" ещё отсутст-вует тема языка в собственном смысле, что появится в "поздних" работах Хайдеггера. Здесь "Речь" осмысляется как экзистенциальная интерпретация феноменологической темы интерсубъективности. Поэтому "Слушание" описывается больше как процесс "закрепления", "проговаривания" определённого уровня понимания, соответствующего, в свою очередь, определённому онтологическому пространству, или "Вот-Бытию", "расположенному" в какой-то части (орбите) бесконечного вселенского времени: «...Речь и слышание основаны в понимании. Последнее не возникает ни от многоречивости, ни от деловитого подставления ушей. Только кто уже понимает, умеет вслушаться…» . Так здесь через "Слушание" Хайдеггер замыкает определённое самодостаточное индивидуальное пространство Вот-Бытия для конкретной сознающей личности, которое можно назвать минивселенной, микрокосмом. Созревание этой целостности микрокосма дает познающему человеку ощущение полноценности существования с собой и с другими в данном "мире", но только изнутри своего микрокосма.