Античная онтология «музыки» мира и ее познание через «Слушание»
Уже Пифагор в своей онтологии макрокосма ясно обозначил сверхчувственные «Слуша-ние», «Говорение» и «Звук». «Своих «первокурсников» Пифагор называл «акусматиками» (они слушали, но молча) а «старшекурсников» - «математиками», то есть способными слышать не только преподавателя, но и «музыку небесных сфер» - «знание», «матему» «числа», - и потому им предоставлялось право говорить» . Число Пифагора на самом деле являлось универсальным мерилом ритма вселенной, то есть ритма времени и пространства, которые «танцуют» под «музыку трансцендентной реальности» . Вселенная в своей основе музыкальна. Динамика природы хореографична . Каждое число, по Пифагору, есть неповторимый пучок ритмов. Комбинируя числовые отношения подобно комбинации букв, можно сформировать численно-музыкальный текст любого объема, который будет дублироваться в «танцах» телесной реальности. Музыкальные ритмы, задаваемые числами, создают канон (гр. «правило») для телесной физики, а сами физические тела являются органоном (гр. «инструмент») численно-музыкальной реальности «метафизического духа». Познание, по Пифагору, поэтому заключается в числовом описании канона физического тела, что на языке ведических шастр есть не что иное, как определение «Звукового» первообраза («акшара») вещи. Ритм Пифагора есть, таким образом, ведическая шабда, «Слушая» которую можно постигнуть суть данной вещи. «Музыка трансцендентной реальности», реальности «метафизического духа» - это «Звук-пара»; «танец вселенной» или гармония ритмических вибраций органонов – это «Звук-вайкхари», приведенные в соответствие или со-«Звучие» с «Звуком-мадхьяма» и «Звуком-пашьянти» (состоявшийся «канон»). Человеческое тело в таком случае входит, по Пифагору, в особое состояние «симпатии» (гр. «со-переживание», «совместная страсть») со всей природой и тогда на него снисходит «вдохновение», которое на греческом языке обозначается как «экстаз» («выход-из-себя»). Другими словами, «симпатия» - это вхождение субъекта познания в единый с вселенной ритм вибрации «Звука-пара», что и определяется ведической гносеологией как контакт экстатического трансцендентного ноуменального «Звука» с феноменами разума, ума и физического тела, то есть «Слушанием» (шабда). Суть гносеологии Пифагора здесь полностью совпадает с гноселогией Дживы Госвами именно в том, что в этом состоянии «Слушания» человек способен моментально «увидеть» решение заданной «проблемы», точнее, получается, «услышать» это решение. Легенды говорят, что сам Пифагор мог «Слышать» звучание небесных сфер. Поэтому он был способен сильно «Говорить», да так, что его «Голос» мы можем услышать до сих пор.
Пифагореизм играл выдающуюся роль среди философских учений Древней Греции, в частности, имел огромное значение для платоновских прозрений о существовании сверхчув-ственного мира «идей». По Платону, проникновение в этот мир – удел особого познания, свя-занного, прежде всего, с состоянием творчества, не только с тем или иным поведением: «Тво-рения здравомыслящих затмятся творениями неистовых». Онто-гносеологическую сущность этого «неистовства» глубоко вскрыл Фридрих Ницше, обозначив ее через дух музыки, то есть музыки, которая существует еще до ее инструментального или вокального оформления, «му-зыки без звука», что прямо соответствует нашему трансцендентному «Звуку» и его «Слуша-нию».
Вся работа доступна по Ссылке