Документ как элемент вербальной деловой коммуникации
Вербальная основа документа предполагает наличие специфических примет деловой функциональной речи. Документ в системе вербального общения – деловая риторика в фиксированной форме письменных речевых актов.
Деловая риторика ориентирована на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращения со словом. В случае обеспечения стилевой функциональности печатного слова в документной среде владение словом является важнейшим признаком профессиональной пригодности составителя документа и гарантом эффективности документационного обеспечения управления и маркетинговой ценности документа.
Сформулированные в деловой риторике основные принципы речевого воздействия в части общения посредством документов нуждаются в конкретизации. Прежде всего, отметим наличие естественных барьеров между устным и фиксированным сообщениями. Они заключаются:
- в паралингвистическом характере устных сообщений,
- в существенном отличии экстралингвистической природы устных и документированных сообщений.
Паралингвистические параметры составляют группу возможных приемов усиления при предъявлении смысла сообщения – громкость, паузы, тональность речи, тембр голоса. В широком смысле в паралингвистическое обеспечения делового сообщения относят также мимику, жесты, манеру одеваться (деловой стиль одежды).
Экстралингвистические параметры включают этнические, исторические, географические и социальные особенности развития языка и речевого мышления. Документная среда организации исторически устойчива, отличается традиционными ценностями, поддерживает социальное регулирование не только в самой организации, но и в обществе. Отличительным признаком экстралингвистической особенности документной среды организаций является также опора на государственный, национальный архетип восприятия.
Деловой устной коммуникации присуща динамичная смена исторических парадигм, этнические и географические заимствования, быстрые социальные трансформации языка общения, широкий диапазон использования строуксов – знаков внимания.