Информационная модель управления учебным процессом образовательного учреждения среднего общего и начального профессионального образования
Целью реформирования системы управления учебным процессом в образовательных
учреждениях в настоящее время является создание целенаправленной,
эффективной системы управления, ориентированной на обеспечение
развития образования, позволяющей гибко и оперативно реагировать на изменение
современного состояния образования.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация определила новые подходы
к организации системы внутришкольного управления, связанные прежде
всего с оценкой эффективности использования финансовых, материальных, человеческих
и иных ресурсов. Она выдвинула на первый план задачу достижения
высокой эффективности деятельности школьной образовательной системы
в целом. Принятие обоснованных решений, связанных с распределением ресурсов,
возможно только при условии достоверности и доступности всей информации,
необходимой для анализа возникающих проблем, что практически невозможно
без использования инфокоммуникационных технологий.
Поскольку государственный стандарт НПО четко регламентирует содержание
и объем учебного материала с определенным уровнем усвоения, то стала
очевидной необходимость реформирования системы управления процессом
обучения и воспитания, а именно изменение принципов управления. Сегодня
необходим переход от управления функционированием учебного заведения к
управлению развитием образования. Этому способствует подбор высококвалифицированных
специалистов преподавательского и административно-
управленческого персонала. Администрация обеспечивает проведение учебного
процесса и управленческой деятельности с использованием современных инфокоммуникационных
технологий в обз^ении и управлении. Для построения
информационно-управляющей системы необходимо исходить из требований
95
ПО ведению федеральной отчетности краевого департамента образования; городского
управления по образованию.
Построенная информационная педагогическая система должна отвечать
требованиям интегрированности, т.е. все ее составные части должны быть соответствующим
образом взаимосвязаны. Необходимо включить средства инфо-
коммуникационных технологий в процесс управления образовательным учреждением,
автоматизировать технологии управления, разработать систему мер,
стимулирующих использование инфокоммуникационных технологий в повседневной
деятельности. Такой подход сделает возможным построение единой
информационной системы Центра образования. Данная информационно-
педагогическая система позволит оперативно решать учебные, научные, экономические
и административные задачи.
Темпы роста информации предъявляют новые требования к процессу
обучения. Каждый выпускник общеобразовательного учреждения должен быть
готов к тому, что ему придется работать с информационными ресурсами как в
процессе изучения новых материалов, новой техники, новых технологий, так и
при повышении своей квалификации, получении дополнительного образования,
без чего невозможно быть конкурентоспособным на рынке труда.
Сегодня мы наблюдаем изменение концептуальных подходов к целям,
задачам и содержанию образования. Главной задачей образования становится
развитие творческого, самостоятельного мышления учащихся, формирование
умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки
информации. Возрастающий объем информации, обрушившийся на ученика,
требует доступа к значительно более широким и разнообразным источникам
информации развитию телекоммуникаций и созданию глобальных информационных
сетей, которые позволят находить, анализировать необходимую информацию
для формирования прочных знаний. Во все области знаний внедряются
видео- и аудиоматериалы, информационные ресурсы сети Интернет, мультимедиа-
технологии.