Концептуальные подходы к организации учебного процесса профильного и начального профессионального обучения с использованием инфо- коммуникационных и педагогических технологий
Последнее десятилетие минувшего столетия характеризуется глубокими
переменами в социально-экономических условиях развития российской системы
образования.
Ее задача заключается в повышении качества, выстраивании эффективной
образовательной системы с действенной экономикой и управлением.
Модернизация модели школы предполагает перенос акцентов в целях образования
с накопления учащимися суммы знаний на формирование способов
деятельности, развития системного мышления и аналитических способностей.
Необходимым условием этих перемен становится создание школьного информационно-
образовательного пространства.
Информатизация содержания начального профессионального образования
предусматривает изучение будущими специалистами достижений в области
информационных технологий, а также перспектив их дальнейшего развития.
Дальнейшее развитие экономики Российской Федерации во многом зависит
от профессионализма и эрудиции специалистов. Понимание этого и предопределяет
процесс становления (формирования) специалиста на всех этапах его
обучения и в оптимальные сроки. Социально-профессиональную направленность
необходимо соотносить со сложившейся в регионе структурой предприятий,
форм собственности и организации производственной деятельности. Расслоение
общества и низкий жизненный уровень части населения, сложившаяся
демографическая обстановка, изменяющийся рынок труда ставят перед образованием
задачу искать новые подходы и методы обучения. В стране в целом и в
70
отдельных ее регионах стали разрабатываться новые подходы к созданию модели
новых инновационных образовательных учреждений.
Хорошая профессиональная подготовка и общее образование одинаково
действенны тогда, когда они способствуют целостному процессу профессионального
становления личности.
Начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы
образования: они дают детям из малообеспеченных и неблагополучных
семей шанс продолжить учебу. Некоторые российские исследователи оценивают
число детей и подростков, преждевременно покидающих школу, до 2 миллионов
ежегодно [18,149].
За короткий отрезок времени система начального профессионального образования
пережила значительные изменения в специализации. На первый план
выдвинулись профессии, востребованные в сфере услуг, транспорта, питания и
торговли, зато снизился удельный вес профессий, необходимых в промышленности
и строительстве.
Многие годы профессиональное образование было ориентировано на нужды
производства, а не на удовлетворение запросов и интересов отдельной
личности. С появлением понятия непрерывного образования как образования
через всю жизнь, в центр новой парадигмы образования поставлена личность с
ее интересами и возможностями.
Так, A.M. Новиков[104], говоря о необходимости перестройки профессионально-
технического образования, выделяет четыре ведущие позиции: гуманизация
и демократизация профессионального образования, опережающее
образование, переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции
«образование через всю жизнь».
Начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного
профессионального образования в Российской Федерации. Главной целью
начального профессионального образования является овладение гражданами
начальными профессиональными знаниями и навыками в соответствии с государственными
образовательными стандартами.