Современные инфокоммуникационные и педагогические технологии в образовательном процессе
Современное общество характеризуется интенсивным участием в процессе
информатизации. Информатизация общества - это глобальное социальное явление,
которое характеризуется накоплением, обработкой, хранением, передачей
и использованием информации.
Сегодня информатизация как технико-технологическая база становления
информационного общества выступает национальным стратегическим ресурсом,
определяющим не только общий уровень социального и культурного развития
государства, но и его место в глобальном процессе мирового развития.
Информатизация общества является объективной закономерностью перехода
человечества на качественно новую ступень развития. Она проникает во все
сферы человеческой деятельности, коренным образом изменяет общение людей,
влияет на их образ жизни.
«Информатизация — это построение информационного общества, усиление
роли достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях
человеческой деятельности. Компьютеризация является одной из главных частей
более широкого процесса информатизации общества. Вместе со всемерным
развитием систем связи она служит технической основой информатизации об-
щества»[36 с. 11].
Информатизация образования носит системный характер. Это не только установка
компьютеров в школах или подключение их к Интернету.
Информатизация школы - это, прежде всего, процесс изменения содержания,
методов и организационных форм общеобразовательной подготовки уча-
16
щихся на этапе перехода от школы к жизни в условиях информационного общества.
Научить жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания - одна
из важнейших задач школы. А это значит, что существующие методы и
формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе
составляющие нового обучения.
Сегодня информатизация является важнейшим механизмом образовательной
системы, направленным на качественное повышение эффективности образования.
Ю.С. Брановский[36 с. 3] подчеркивает, что «...информатизация образования
является одним из приоритетных направлений реформирования системы
образования. Применение информационных технологий способствует интеграции
различных областей знаний и совершенствованию методической системы
обучения».
Следует отметить, что информационная культура становится фактором развития
общества. Бурное развитие информационных технологий открывает
новые возможности и предъявляет новые требования к образованию.
Осуществление этих требований основывается на дифференциации содержания
образовательных процессов и его концентрации вокруг приоритетных
направлений науки и профессиональной деятельности. На современном уровне
основой приоритетных направлений науки является содержание инновационного
обучения, которое развивается на базе современных инфокоммуникацион-
ных технологий.
В решении этой проблемы важная роль отводится информационной технологии,
которая включает в себя технологию получения, передачи, обработки,
хранения информации и ее использования для обеспечения человеческой деятельности.
Понятие «информационные технологии» непрерывно развивается, что
связано с развитием технического и программного обеспечения ЭВМ. Первый
этап относится к 50-60-м годам XX века. В то время ЭВМ применялись для решения
вычислительных задач, в них были заложены основы логического построения
машин и продемонстрированы возможности цифровой вычислитель-
17
НОЙ техники. Информатику изучали только технические специалисты.
Второй этап отличался от первого техническим совершенствованием ЭВМ,
развитием методов и приемов автоматического программирования. Получило
дальнейшее развитие программное обеспечение, особенно операционные системы.
Операционные системы обеспечивают управление работой ЭВМ в режимах:
пакетной обработки, разделения времени. Появились разнообразные алгоритмические
языки. Составление программ на этих языках стало доступным
самим пользователям.