Нормативио-нравовые основы и тенденции развития образовательного ироцесса в вузах МВД России
В предыдущих разделах было показано, каким сложным процессом и
видом деятельности является воспитание в высших учебных заведениях. Его
отличительные черты в современных условиях - это плюрализм и
вариативность воспитательных практик, возрастание роли
психологических и педагогических технологий, увеличение степени
свободы субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-
деятельностная направленность образования, культивирование личной
ответственности, организация среды воспитания; оптимизация процессов
социализации-индивидуализации; поликультурный характер образования,
возрастание роли самоуправления студенческого и преподавательского
коллективов /87, с. 54/.
Высшие образовательные учреждения МВД России являются
составной частью образовательной государственной системы и
подчиняются основным закономерностям ее развития. Это тем более
справедливо, что выпускники общеобразовательной школы, поступающие
на обучение в вузы МВД, социализированы в условиях демократических
и рыночных отнощений, плюрализма взглядов и различных
социокультурных традиций, существующих в общественном сознании в
последние пятнадцать лет.
Однако образовательные учреждения системы МВД обладают явно
выраженной спецификой, поскольку являются подструктурой одного из
силовых ведомств.. По этой причине организация образовательного
процесса в них подчиняется гораздо более жестким и определенным
нормативам. В правоохранительных органах, как и в других силовых
ведомствах, действует принцип единоначалия и подчинения
вышестоящему командиру, начальствующему составу. В полной мере это
относится к организации жизнедеятельности образовательных
учреждений, осуществляющих подготовку сотрудников
правоохранительных органов, и к воспитательному процессу в вузах, в
частности.
В связи с этим выявляется определенное противоречие между
тенденциями развития воспитательного процесса в современной высшей
щколе и возможностями их реализации в условиях жесткой
регламентации системы профессиональной подготовки сотрудников
правоохранительных органов, в том числе и их воспитания.
Решая одну из частных задач дальнейшего исследования, следует
определить, в какой мере возможна реализация современных требований к
процессу воспитания в ведомственных вузах МВД. А в данном разделе
рассмотрим, какими правовыми и нормативными документами
регламентируется образовательный (и воспитательный) процесс в них, а
также каковы тенденции развития высшего профессионального образования
в системе МВД России.
Воспитательная работа в органах внутренних дел (ОВД) определяется
как «целенаправленная деятельность руководителей всех рангов,
сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, общественных
институтов по формированию у личного состава высоких гражданских,
морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации его
на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление
законности и служебной дисциплины» /408, с. 6/.
Вся работа доступна по Ссылке