Методология и тенденции развития воспитательного нроцесса в современной высшей школе
Теоретическое осмысление проблем профессионального воспитания
обз^ающихся в высших образовательных учрелсдениях требует рассмотрения
этих проблем в иелостной системе воспитания молодежи на современном
этапе развития общества. Профессиональное воспитание является
органической частью воспитательного процесса и подчиняется его основным
принципам и закономерностям функционирования. Именно поэтому важно
выявить, какие основные тенденции развития воспитания представлены в
современной педагогической теории и, в частности, в педагогике высшего
профессионального образования. Поиск ответа на данный вопрос отражает
задачу данного раздела.
Воспитание является важнейшей категорией педагогической науки. Оно
тесно связано с господствующей идеологией общества, и в силу этого в
различные исторические периоды изменяются цели, содержание, методы,
условия организации и критерии оценки его результативности. С развитием
педагогической науки неоднократно предлагались различные определения
воспитательного процесса. Как отмечает В.И. Гинецинский, сложность
определения этой стержневой педагогической категории затрудняется тем
обстоятельством, что понятие «воспитание» в равной стеиени правомерно
употребляется в повседневном языке, в художественной и философской
литературе и в педагогике. Многосторонний анализ данной категории
иозволил автору выделить пять уровней рассмотрения и реализации
воспитательного процесса: социетарньгй уровень - трансляция от поколения
к поколению создаваемой обществом культуры; институциональный уровень
- процесс ограничен рамками тех учреждений, организаций, которые
специально создаются с целью осуществления воспитательного воздействия;
социальио-психологический уровень - субъектом педагогического
воздействия здесь выступают неинституциализированные социальные
общности: ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы, а объектом -
члены этих групп; меиотичностный уровень - отражает практику
межличностного взаимодействия; интраперсональный уровень - субъектом и
объектом педагогического воздействия выступает сам индивидуум / 99, с. 15-
16/.
И в других исследованиях понятие «воспитание» рассматривается в
щироком социальном, широком педагогическом и узком смыслах: как
общий процесс социализации человека, как формирование личности
определенного типа и как воспитание конкретных личностных качеств -
нравственности, патриотизма, дисциплинированности, ответственности и
др. Выделяются различные его субъекты: общество, государство, среда,
воспитатели, каждый человек в процессе самовоспитания /23; 32; 45; 55;
111; 114; 120; 128; 152; 199; 202; 273; 289; 314;361 идр./.
Таким образом, применительно к задачам нащего исследования, важно
определиться с содержанием профессионального воспитания на всех его
уровнях и учитывать влияние всех субъектов, включенных в процесс
профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Речь идет о требованиях общества к личности сотрудника, требованиях
государства к уровню его подготовленности и личностной готовности (через
государственные образовательные стандарты и квалификационные
характеристики), требованиях окружающей среды, частью которой являются
офицеры курса, младщие командиры курсантских подразделений и сами
курсанты как субъекты воспитания.