Содержание методики развития связной речи учащихся: цель, задачи, этапы, программа экспериментально-опытного обучения
Обобщение педагогического опыта учителей-словесников дает основания утверждать, что на уроках русского языка уделяется внимание развитию связной речи учащихся. Однако учителя-практики не объединяют эту работу с процессом усвоения выразительных средств языка, что снижает общий уровень речевого развития школьников. В практике обучения русскому языку отсутствует последовательная методика работы по усвоению ВС языка на материале художественного текста.
Результаты констатирующего среза свидетельствуют о низком уровне владения ВС языка учащимися 5-х классов. В частности, коррекции подлежат умения воспринимать ВС в художественном тексте, осознавать роль ВС в устной и письменной речи, использовать ВС при создании собственных высказываний.
Проблема создания экспериментально-опытной методики развития речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста сделала очевидной необходимость определения цели, задач этапов и программы обучающего эксперимента.
Целью экспериментально-опытного обучения является внедрение в учебный процесс методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в работе над ВС художественного текста и проверка ее эффективности.
В ходе формирующего эксперимента предполагалось решение следующих задач: 1) проверить целесообразность отобранных теоретических сведений о выразительности и ВС языка; 2) выявить рациональность использования комплекса эффективных методов, приемов и средств обучения, направленных на овладение учащимися ВС с целью развития их связной речи; 3) проверить эффективность созданной системы упражнений, заданий, которая обеспечивает формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в работе над ВС художественного текста; 4) доказать эффективность разработанной методики.
При построении методики работы над ВС художественного текста мы учитываем, что:
- усвоение учащимися теоретических сведений о ВС языка осуществляется практическим путем;
- система упражнений строится на основе взаимосвязи, существующей между: а) уровнями понимания и владения словом как средством выразительности; б) уровнями овладения словом и развитием образного мышления и связной речи учащихся; в) характером усвоения речевых образцов и возможностью их активного, свободного применения учащимися в собственной речевой практике при выполнении специальных заданий;
- активизация речетворческой деятельности учащихся происходит в ходе формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.
Теоретический материал расположен в экспериментальной программе в той последовательности, которая принята в действующей программе по русскому языку для школ с русским языком обучения [180].
Одна из методических идей, реализованная в экспериментальной программе, сводится к выделению перечня коммуникативно-речевых умений, формирование которых определяет основную задачу работы над ВС художественного текста в целях развития связной речи учащихся.