Дидактические основы развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста
В данном исследовании важно было определить подходы и закономерности, принципы, методы и приемы работы, способствующие созданию эффективной методики развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе овладения ВС художественного текста.
Ведущими в общей системе обучения языку в целом и в развитии речи учащихся является коммуникативно-деятельностный и функционально-семантический подходы [187, С. 29-30].
Практическую направленность развития связной речи в процессе работы над ВС художественного текста обеспечивает коммуникативно-деятельностный подход, который способствует развитию коммуникативно-речевых умений учащихся на каждом уроке. Данный подход позволяет избежать фрагментарности, сохраняет целостность процесса обучения и создает перспективу для применения умений связной речи в активной речевой деятельности.
Обучение языку на речевой основе представляет собой процесс общения учителя с учащимися и школьников между собой. Именно в процессе речевого общения происходит становление школьника как языковой личности: рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, эстетическое, художественное развитие. Все эти факторы способствуют повышению уровня владения связной речью учащимися в процессе работы над ВС художественного текста.
Специфика функционально-семантического подхода состоит в том, что учащиеся, анализируя авторский или создавая собственный текст, обращают внимание на то, какую роль выполняет в тексте определенная часть речи, определенный член предложения или какой смысловой оттенок вносит в слово суффикс, приставка и т.д. [187, с.29].
Функционально-семантический подход ориентирует учителя не только на знакомство учащихся со спецификой языковых средств, но и способствует раскрытию богатства, красоты, выразительности русского слова во всей его многогранности посредством художественного текста. При этом художественный текст обеспечивает взаимосвязь между уроками русского языка и литературы.
По мнению Т.Г.Рамзаевой, сущность данного подхода к обучению языку проявляется в следующих концептуальных положениях:
1) каждая единица языка и речи, любая лингвистическая категория познаётся учащимися исходя из их функций в речевом общении и смысловом содержании;
2) сам процесс познания языка представляет для школьника деятельность, содержанием и структурой которой во взаимосвязи являются речеведческие и лингвистические компоненты, а также общепознавательные и личностно-развивающие.
3) языковое образование в комплексе со специальными речевыми компонентами, а также общекультурными и социальными, имеет личностную ориентацию на воспитание школьника, на развитие его познавательных способностей, гуманного отношения к окружающим и требовательности к самому себе.
4) реализация функций языка в значительной степени обеспечивается познавательной и художественной ценностью текстов, включенных в учебники и создающих коммуникативно-деятельностную направленность изучаемых языковых и речеведческих категорий, а также в целом языка как средства общения [187, с.30].