Психологические аспекты речевого развития учащихся 5-х классов
При разработке методики связной русской речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка учитываем не только основы лингвистической теории, но и психологические: аспекты речевого развития учащихся 5-х классов, как-то: особенности восприятия учащимися художественного текста и ВС языка, образного мышления учащихся, познавательной и творческой речевой деятельности школьников, психические характеристики данного возраста.
Очерченным нами кругом проблем занимались ведущие психологи Л.И.Божович [19], Л.С.Выготский [39-42], Н.И.Жинкин [73], Г.С.Костюк [100], А.А.Леонтьев [114], Н.А.Леонтьев [115], Н.Е.Миропольская [137], О.И.Никифорова [152], С.Л.Рубинштейн [192-193], Д.Б.Эльконин [243], П.М.Якобсон [247] и др.
Как отмечает В.В.Виноградов, «наука о речи (или лингвистика речи) открывает возможность приблизиться к психическим действиям личности, занятой воплощением своей мысли в слове …[30, с.29]». Связь речевой деятельности и общего психологического развития ребенка всегда привлекает внимание психологов, так как помогает решать более общую, методологически значимую проблему соотношения мышления и речи (Л.С.Выготский).
Поскольку в нашем исследовании предметом обучения связной речи учащихся на уроках русского языка являются ВС художественного текста, необходимо рассмотреть механизмы их усвоения учащимися с точки зрения речевой деятельности (психолингвистики), которая изучает процессы восприятия речи и речеобразования.
Для определения психологических условий развития связной речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста важно выявить особенности восприятия художественного текста как психологического процесса; установить, какие психические процессы лежат в основе восприятия учащимися выразительных средств; объяснить специфику познавательной и творческой деятельности в ходе обучения.
Психологи утверждают, что большую роль в понимании ВС играют ощущения, которые отражают главным образом внешние свойства и признаки предметов. Благодаря ощущениям человек познает тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, признаки и свойства предметов и явлений. На этом психическом процессе основаны отдельные речевые средства, воссоздающие эти проявления чувственного восприятия: в основном это лексические средства выразительности и связанные с ними образные (тропы): цветовые, звуковые, осязательные эпитеты, изобразительные сравнения и др. Отличительная черта ощущений – познание отдельных качеств и признаков предметов - свойственна и эпитетам, и сравнениям. На первый план выдвигаются отдельные признаки или качества: душистая роза, черный как ночь. Органы чувств собирают информацию в виде цвета, звука, запаха и т.д., то есть ощущения выполняют познавательную функцию, взаимодействуют между собой, сопровождаются эмоциональным переживанием. Все ощущения имеют эмоциональный тон, особенно силен он у цвета и звука [223, с.74].
Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия – «отражения предметов и явлений в целом при их непосредственном взаимодействии на органы чувств [223, с.75]». Заметим, что восприятие и ощущения связаны друг с другом. В процессе восприятия предметы отражаются в сознании человека в форме целостных образов. На качество восприятия влияет и чувственный опыт человека. Восприятие, как отмечают исследователи, отражает единичные предметы.
Представления отличаются от восприятия тем, что носят обобщенный характер. Напомним, что под чувственными представлениями называются образы предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом. Они помогают возникновению образа при осмыслении переносного значения слова («твердый, как скала» (сравн.)). Таким образом, «представление - это чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира. Представления вместе с ощущениями и восприятием составляют чувственное познание [223, с.475]».
В основе процессов первичного восприятия образных средств лежит чувственное познание. Так, к примеру, на понимание образных средств (тропов) влияют разные аспекты восприятия: зрительное – «грудь красно-бела», оценочное – «медный голос», цветовое – «желто-сливочный туман», эмоционально-оценочное – «тоска чугунная» и т.п.
В развитии образной речи учащихся, как утверждает Д.Лапп, огромную роль играет память. Непосредственная (сенсорная) и кратковременная память важны на первоначальном этапе знакомства с ВС, для их развития не требуется сложных мыслительных процессов. Для более длительных и сложных мыслительных операций необходима долговременная память, когда ум стремится установить различные связи: «В мысленном воссоздании образов проявляется… способность внутренне представить себе предметы [112, с.77]…». Для усвоения выразительных средств важны также ассоциативная память, или эйдетическая – «разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств [223, с.152]».
Для постижения ВС художественного текста большое значение имеет техника ассоциаций психического процесса, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других, т.е. в сознании при постижении ВС. Например: «унылая пора, очей очарованье…» - ассоциации сменяют одна другую непрерывным потоком. В.В. Виноградов объясняет это так: «…одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов. Когда затронут один член цепи, откликается и звучит целое. Возникающее понятие оказывается созвучным со всем тем, что связано с отдельными членами цепи до крайних пределов этой связи [32, с.17]».
Таким образом, ассоциативный характер мышления помогает понять переносный смысл того или иного образного средства.
Вся работа доступна по Ссылке