Функциональное понимание становления и развития вербального смысла
Еще до появления кантовской теории трансцендентальной гно-
сеологии Б.Спиноза писал: "... для того чтобы был найден наилучший
метод для исследования истин, не надобно другого метода, чтобы им
исследовать метод исследования истины, и, чтобы исследовать вто-
рой метод, не надобно никакого третьего метода и.т.д. до бесконеч-
ности; так как таковым путем никогда не удалось бы прийти к позна-
нию истины, да и вообще ни к какому понятию. С методом познания
дело обстоит так же, как с естественными орудиями труда, где было
бы возможно подобное же рассуждение: действительно, чтобы выко-
вать железо, надобен молот, чтобы иметь молот, необходимо, чтобы
он был сделан; для этого нужно опять иметь молот и другие орудия;
чтобы иметь эти орудия, опять-таки понадобились бы еще другие
орудия, и т.д. до бесконечности; на этом основании кто-нибудь мог
бы бесплодно пытаться доказать, что люди не имели никакой воз-
можности выковать железо" (Цит. по: Выготский,1982,I: 319). Эта
мысль вполне может быть интерпретирована в функционально-
методологическом плане применительно к проблеме фило- и онтоге-
неза языковой деятельности и ее составных: языка, речи и речевой
деятельности.
Нередко в лингвистических исследованиях можно встретить по-
пытку решить проблему приоритета происхождения языка или речи
(понимаемой либо как речевая субстанция, либо как речевая дея-
тельность, либо как одно и второе одновременно). Для правильной
постановки вопроса еще раз обратим внимание на наши дефиниции
указанных составных языковой деятельности.
Язык - система вербальных инвариантных знаков (представляю-
щих вербальную картину мира) и правил речевой вербализации мыс-
лительного процесса. Следовательно, уже в самом понятии языка
содержится идея и предполагается факт априорного наличия процес- 90
са речевой деятельности и речевых фактуальных знаков, обобщение
которых и позволило выработать систему инвариантных языковых
средств.
Речевая деятельность - процесс коммуникативного сообщения
человеческих индивидов по правилам языковой системы и при помо-
щи инвариантных языковых средств (знаков и алгоритмических моде-
лей речевой деятельности). Следовательно, речевая деятельность
как таковая становится возможной только при априорном наличии
языковой системы.
Речь - линейный коммуникативно-информационный континуум,
результат речевой деятельности, образуемый по языковым моделям
и на основании информации, содержащейся в языковых единицах.
Как видим, ни одна из составных частей языковой деятельности
немыслима в генетическом отношении без двух других. Поэтому сама
постановка вопроса о приоритете одной из них теряет в функцио-
нальной гносеологии смысл. В функциональном отношении (в плане
функционирования) приоритет языковой системы по отношению к ре-
чевой деятельности выражается в возможности наличия языковых
знаний до и вне речевой деятельности, а также в факте производи-
мости речевых знаков по правилам и законам языка. В этом же отно-
шении можно выявить и приоритет речи по отношению к языку. Это
выражается в факте пополнения языковой системы новыми элемен-
тами, впервые появившимися в речи ("В языке нет ничего, чего бы не
было в речи"). Но в генетическом отношении (и онтогенетическом, и
филогенетическом) язык, речь и речевая деятельность совершенно
равноценны. Именно эту мысль и выражает высказывание Спинозы.
Язык может возникнуть только из речи и только в ходе речевой ком-
муникативной деятельности. Речью можно назвать только закодиро-
ванное особым образом (известным кому-либо, а значит, социальным
и инвариантно фиксированным) сообщение, т.е. нечто, образовав-
шееся в ходе речевой деятельности и по правилам языка. А речевая 91
деятельность обязательно предполагает наличие системы правил
речевой деятельности.