Становление и развитие финансового обеспечения самоуправления муниципального образования
В диссертационной работе исследуется содержание таких понятий как
«местное самоуправление» и «муниципальное образование».
Термин «местное самоуправление» в разных странах в разное время и
разными авторами понимался различно. По определению жившего в начале
XX века германского учёного Г. Еллинека, «самоуправление –– это есть
государственное управление через посредство лиц, не являющихся
профессиональными государственными должностными лицами, –
управление, которое, в противоположность государственно-
бюрократическому, есть управление через посредство самих
заинтересованных лиц» [72. С. 235].
В дореволюционных земских кругах было распространено
определение Н. И. Лазаревского: «Местное самоуправление есть
децентрализованное государственное управление, где самостоятельность
местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий,
которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем
обеспечивают и тесную связь органов местного государственного
управления с данной местностью и её населением» [72. С. 235].
Теоретики местного самоуправления, британские учёные И. Редлих и
П. Ашлей определяют местное самоуправление как осуществление
местными жителями, или их избранными представителями, тех обязанностей 37
и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью, или
которые принадлежат им по общему праву [72. С. 235].
По мнению Л.А. Велихова, с точки зрения марксизма местное
самоуправление следовало бы определить как государственное управление
каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания
уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения
[72].
При определении современного понятия «местное самоуправление»
необходимо учитывать и то, каким образом оно раскрывается в действующем
законодательстве Российской Федерации и в Европейской Хартии местного
самоуправления. Необходимость учёта положений Европейской Хартии
местного самоуправления вызвана вступлением России в Совет Европы и
ратификацией в связи с этим названной Хартии. Она определяет понятие
«местное самоуправление» следующим образом:
«1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная
способность органов местного самоуправления регламентировать
значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из
членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и
всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчётные им
исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к
собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия
граждан, если это допускается законом» [4. Ст. 3. Стб. 8272].
Из приведённого определения видно, что местное самоуправление
задействовано на реализацию государственных функций, то есть
Европейская Хартия основана на государственной теории самоуправления.
Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление,
устанавливая цели и задачи его деятельности и основные права, не даёт
прямого определения понятия «местное самоуправление». Это понятие в 38
российском законодательстве определено Федеральным законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».