Концепция Э.Чемберлина о механизме монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта
Центральное место в теории Э.Чемберлина занимает анализ диф-
ференциации продукта, осуществляемый им в IV-VIII главах «Теории
монополистической конкуренции» (непосредственно в главах IV - V),
общий смысл которой состоит в том, что, создавая свой особый субры-
нок, фирма обеспечивает себе известную стабильность, устойчивый
сбыт свой продукции. Поэтому дифференциация – это естественная ре-
акция на конкурентов, естественное проявление самой конкуренции.
Именно из этого исходит Э.Чемберлин в своей концепции, анализируя
проблемы неценовой конкуренции
∗ между производителями товаров-
субститутов, которой в теории неоклассиков ХIХ – начала ХХ вв. прак-
тически не уделялось внимания. Он отмечает, что дифференциация мо-
жет базироваться, во первых, на определенных особенностях самого
продукта (особые запатентованные свойства – фабричные марки, фир-
менные названия, своеобразие упаковки или тары); во-вторых, на инди-
видуальных особенностях, относящихся к качеству, форме, цвету или
стилю товара; на условиях, сопутствующих продаже товаров, – в роз-
ничной торговле это удобство местонахождения продавца, манера веде-
ния им торговых дел, его репутация, любезность и т.п. Учитывая эти две
стороны дифференциации, становится ясно, что “все продукты в сущно-
сти отличаются друг от друга – по меньшей мере слегка отличаются – и
что в обширной хозяйственной деятельности дифференциация играет
важную роль” [Там же. С. 94].
Вся работа доступна по Ссылке