Анализ рыночного равновесия на основе совершенной конкуренции в трудах маржиналистов и родоначальников неоклассицизма
1.2. Анализ рыночного равновесия на основе совершенной
конкуренции в трудах маржиналистов и родоначальников
неоклассицизма
Развитие монополий и все большее их воздействие на рыночную
экономику привело к изменению взглядов экономистов на проблемы
рынка, формы и методы конкуренции. Известно, что в конце ХIХ – на-
чале ХХ вв. в экономической науке господствующей была теория “со-
вершенной” конкуренции, возникшая еще в период классической поли-
тической экономии. Исходя из рассмотрения макроэкономического (на-
роднохозяйственного, отраслевого) уровня экономики как суммы равно-
весных состояний предприятий, неоклассики, как и классики, не видели
особых проблем и противоречий в механизме конкуренции [См.: 39. С.
43]. В их модели совершенной конкуренции предполагались следующие
условия: 1) атомистическая структура предложения, т.е. каждый прода-вец действовал только от своего имени, не организуя никаких групп по
сбыту товаров; 2) не принимались во внимание размеры сбыта отдель-
ной фирмы, его удельный вес в общеотраслевом объеме предложения; 3)
возможность контакта каждого покупателя и продавца, т.е. максималь-
ная информация о предложении и спросе и отсутствие ограничений для
территориальных перемещений продавцов и покупателей; 4) однород-
ность товаров.
При наличии этих условий единственным регулятором отношений
между продавцами и покупателями являются цены товаров. Производи-
тели не могут оказывать влияния на цену, которая диктуется потребите-
лями, спросом. Каждый производитель расширяет свое производство до
совпадения предельных издержек с ценой (по теории цены А. Маршал-
ла), и тогда устанавливается общее рыночное равновесие – полная реали-
зация товаров при такой же полной загрузке производственных мощностей.