Сущность и структура понятия «профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря»
Современные тенденции в системе отдыха и оздоровления детей, характеризуются необходимостью разработки новых подходов к процессу подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей. Так как переход российского общества к рыночным отношениям в конце ХХ века отразился на эффективности деятельности всех социальных институтов воспитания, в том числе и детских оздоровительных лагерей.
Процесс трансформации сложившейся инфраструктуры, развитие общественных движений, изменение правового статуса личности значительно усилили значимость процесса подготовки вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях. Это связано с тем, что в новых экономических условиях возрастает роль данных учреждений как открытых социально-педагогических систем, способных наиболее полноценно и эффективно реализовать потенциал свободного времени детей.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость исследования содержательной основы процесса, повышения качества подготовки вожатых.
Актуальным является преодоление разрыва между сложившимися тенденциями подготовки вожатого и реальным процессом развития личности в профессии, динамикой профессионального продвижения во взаимодействии с развертыванием профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.
Проблемам подготовки вожатых посвящены работы ряда исследователей: С.В. Барканова, С.В.Ерохина, Л.В.Ершовой, М.И. Журавлева, А.Г. Кирпичниак, М.Б. Коваль, Б.В. Куприянова, О.В. Майоровой, О.Г. Миронец, А.В. Николаева, С.И.Панченко, Е.М. Рыбинского, А.И. Рябинина, Л.С. Савиновой, Ю.Н. Тарана, С.А. Шмакова, О.С. Газмана, Н.В. Кузь¬миной, И.И. Фришман, М.И. Рожкова В.П. Бедеpхановой.
Теоретические изыскания этих исследователей опирались на непосредственную практику авторов.
Понятие «вожатый» известно в русском языке с начала XVIII века, тогда оно имело иной вид – «вожатай» и употреблялось в значении «проводник, путеводитель, вожак». Толковые словари русского языка XIX века приводят как равноправные варианты формы «вожатай» и «вожатый». В XX веке «вожатай» выходит из употребления и остается единственная форма «вожатый». [70]
Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Ефрона трактует понятие «вожатый» как проводник лицо, указывающее дорогу, ведущее обоз, транспорт или караван вьючных животных. [106]. В военное время, при ненадежных картах или полном их отсутствии, колонны войск велись обыкновенно вожатыми, знающими местность и дороги.
Вся работа доступна по Ссылке