Сущность СМК и международных стандартов ИСО серии 9000
Последние 3 - 4 года в России популярны термины: "управление качеством", "система качества", "система обеспечения качества", "система управления качеством"; часто звучат фразы типа: "управление качеством есть высшая форма управления компанией" и т. п. При этом постоянно упоминается стандарт, а точнее серия стандартов, ISO 9000. В принципе, многие слышали об ISO 9000, но далеко не все имеют о нем более или менее четкое представление.
Прерогатива таких знаний принадлежит представителям крупных, в основном бывших советских предприятий, переживших все перипетии перестройки и, как правило, вышедших на внешний рынок. Другая категория руководителей познакомилась с данной тематикой (часто весьма поверхностно), попав под пяту отраслевого госоргана, требующего внедрить российский или отраслевой аналог ISO 9000 для получения лицензии. Как происходит подобное внедрение - отдельная песня. Ее мы исполним чуть позже, а сначала о том, что происходит с системами управления качеством в "цивилизованном мире".
Первая версия комплекта стандартов ISO 9000 была разработана Международной организацией по стандартизации (ISO) в 1986 г. В основе ее лежала идея управления предприятием любого типа через управление качеством. При этом подразумевалось, что для выпуска качественной (удовлетворяющей потребителя) продукции необходима система управления качеством, затрагивающая практически все аспекты деятельности предприятия.
В ISO 9000 сформулированы требования для каждой стадии жизненного цикла продукта - от маркетинга до утилизации (это называется "петлей качества"). Такой подход затрагивает большинство, если не все подразделения предприятия. Предполагается, что выполнение данных требований дает потребителю некую гарантию того, что у производителя налажен устойчивый выпуск качественной продукции.
Поскольку изначально ISO 9000 отводилась роль стандарта, применимого к предприятиям любого профиля, то понадобилось провести достаточно сложную работу по созданию единой терминологии, пригодной для всех и каждого (и для ресторана, и для металлургического гиганта). Что из этого получилось, рассмотрим ниже.
Одна из основ ISO 9000 - принцип непрерывного совершенствования деятельности предприятия, реализуемый посредством функционирования систем управления качеством.
Вся работа доступна по ссылке: http://diplomrus.ru/raboti/28946/28946