Модели социальной политики при переходе к рынку в транзитивных странах
Конечной целью экономического развития является повышение уровня и качества жизни населения страны. Поэтому социальная политика транзитивного государства становится важнейшим компонентом стратегии развития, который задает целевой вектор ее разработки и практической реализации. В то же время экономическое развитие выступает в качестве основания реализации социальной политики, так как создает для нее условия, прежде всего в виде финансовых и материальных ресурсов.
В начале нового века резко возрастает интерес к социальной политике государств и правительств, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что вопросы социальной политики вышли в центр политических дискуссий в рамках Европейского союза [120, с. 22]. В транзитивных обществах одним из наиболее актуальных вопросов является выбор модели социальной политики. Он в наиболее общем виде определяется двумя моментами: стратегической ориентацией государства и наличием у него ресурсов для решения социальных проблем, а также ожиданиями населения, делающими запрос на определенную модель социальной политики.
Цель состоит в обосновании выбора модели социальной политики как неотъемлемого компонента стратегии экономического развития тех стран, которые создают рыночные отношения, но вместе с тем должны ориентироваться на ведущие современные тенденции глобализации и социализации, становления образовательного общества и формирования экономики знаний.
Специфика современного мирового развития проявляется в резко растущей роли тех его факторов, которые прямо связаны с человеком: интеллектуального, человеческого и социального капитала, человеческим потенциалом, основанном на уровне образования, культуры, здоровья населения. Поэтому «терминальной целью любых модернизационных реформ является создание институциональных и социальных условий прежде всего для наращивания и эффективного использования человеческого потенциала общества» [49, с. 14]. При этом в самом человеческом потенциале выделяются четыре компонента, состояние которых определяет возможности развития и реализации данного потенциала в интересах человека и общества. Важнейшими компонентами являются социально-демографический, социально-экономический, социально-культурный иинновационно-деятельностный. Уже само название этих компонентов говорит о том, что их уровень и качество теснейшим образом связано с качеством социальной политики государства. Последнее же в большой степени обеспечивается той моделью социальной политики, которая рассматривается как оптимальная в условиях рыночных реформ как с точки зрения государства, так и с точки зрения населения страны. По сути дела, модели социальной политики строятся на пересечении двух основных показателей: меры регулирования государством экономики и объема социальной поддержки населения [1, с. 18], от значимости которых различают либеральную, социал-демократическую и патерналистскую модели социальной политики.
Патерналистская модель сводится к регулированию государством преобладающей части экономики и оказанию им социальной поддержки всем слоям населения. Патерналистская социальная политика характерна для большинства тоталитарных режимов, которые стремятся создать высокий уровень социальной защиты для всего населения. при этом государство поглощает общество, имеет право вмешиваться во все сферы жизнедеятельности людей, а также осуществляет в административном порядке все распределительные функции в общественном производстве. Свою социальную политику государство осуществляет посредством администрирования и социального управления при очень высоком уровне обеспечения идеологических оснований, проповедующих коллективные основы жизнедеятельности всех слоев населения страны. Это проявляется, как правило, в равенстве распределения и обеспечении равного доступа к образованию, здравоохранению, рабочим местам и отдыху. Государство также заботится о предоставлении жилья и его обслуживании. Такая модель социальной защиты предусматривает лояльное отношение всех граждан к государству и проводимой им социально-экономической политике. Уровень доходов различных слоев населения разнится незначительно, но львиная доля произведенного аккумулируется в государственном бюджете, из которого централизовано направляются средства на решение социальных проблем.
Вся работа доступна по ссылке: http://diplomukr.com.ua/raboti/21209?mod=dissertations