У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Анализ состояния и перспектив привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Количество страниц 80
ВУЗ Российский университет дружбы народов
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 43.doc 
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ 6
§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 6
§ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 9
§ 3. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИТОК ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 19
ГЛАВА 2. МЕСТО ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 25
§ 1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ 25
§ 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ 28
§ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО И ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА (МЕТОДЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ ПРИ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ) 45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ 54
§ 1. УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 54
§ 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РФ 61
§ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПИИ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76


ВВЕДЕНИЕ
Современный этап структурной перестройки российской экономики, переживающей глубокий экономический кризис, выдвигает на первый план проблему привлечения прямых иностранных инвестиций.
В нынешней сложной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных зарубежных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
П. Фишер в своей недавно вышедшей в России книге «Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности» подчеркивает важные их преимущества. Прямые иностранные инвестиции: сочетают перенос практических навыков и управленческого мастерства со взаимовыгодным объемом ноу-хау; обладают мультипликативным эффектом, позитивно отражающемся не только на производстве, но и на других секторах экономики; активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса; при правильной организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов; способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности; стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения.
Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, привнесенных иностранным капиталом. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть и оценить различные подходы к определению экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций, других составляющих элементов инвестиционной сферы, а также способов государственного воздействия на ее развитие.
При всей значимости в переходной экономике государства, в качестве инвестора, по мере формирования негосударственных форм собственности роль и масштабы иностранных инвестиций неуклонно возрастают. Это объясняется не только ограниченностью государственных инвестиций. В настоящее время, в России, особенно острой стала проблема передела собственности, что негативно сказывается на развертывании инвестиционной деятельности. Препятствуют ее развертыванию и такие факторы, как несовершенство налоговой системы, нормативно-правовой базы, регулирующей частную предпринимательскую деятельность, высокая преступность в экономической сфере и многое другое. Значимость этих факторов весьма велика. Под их воздействием происходит утечка отечественного капитала за рубеж.
В этих условиях тем более необходимо решение первоочередных с точки зрения воздействия на активизацию инвестиционной деятельности проблем. Среди них можно назвать следующие:
 четкое законодательное оформление деятельности иностранных инвесторов;
 внедрение практики государственных гарантий за счет бюджетных средств под высокоэффективные долгосрочные инвестиционные проекты.
Рассмотрение вышеуказанных вопросов невозможно, с одной стороны, без выявления факторов, влияющих на формирование и развитие инвестиционного климата, и, с другой стороны, без определения взаимных связей и взаимозависимостей между этими факторами.
В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны. К таковым относятся отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.
Иностранных инвесторов в свою очередь привлекает наличие в России высококвалифицированной и вместе с тем недорогой рабочей силы, обширного рынка сбыта, сырьевой базы, отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских предпринимателей. Наибольший интерес иностранных инвесторов вызывают такие отрасли, как ТЭК, лесная, перерабатывающая, пищевая промышленность, строительство, производство стройматериалов, конверсируемые предприятия с высокой технологией, здравоохранение. В любом случае речь идет о прямых иностранных инвестициях в реконструкцию и модернизацию действующих предприятий. В первую очередь объектами прямого инвестирования становятся лучшие предприятия.
К настоящему времени принято множество нормативных документов, законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность иностранных физических и юридических лиц. Подготавливаются и новые, в большей мере укрепляющие позиции иностранных инвесторов, приводящие российское законодательство в данной области в соответствие с аналогичными международно-правовыми нормами регулирования инвестиционных процессов, а также в целях предоставления гарантий иностранным инвесторам со стороны не только российских, но и соответствующих международных финансовых институтов.
Опыт многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в том числе в области защиты внутреннего рынка.
В связи с этим основная цель работы заключается в выявлении особенностей и проблем привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях рыночных преобразований; уточнении основных причин, обусловивших кризис развития инвестиционной сферы, а также условий и факторов его преодоления; определении основных форм и методов государственного регулирования процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; исследовании возможностей и долгосрочных перспектив активизации инвестиционной деятельности и предложении путей повышения инвестиционной привлекательности и эффективности прямых иностранных инвестиций.
Повышение эффективности инвестиционной деятельности, увеличение потока прямых иностранных инвестиций идущих в российскую экономику может и должно стать одним из главных направлений корректировки курса современных экономических реформ.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых «государственных интересов», а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: прямые иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.
За годы реформ Россия использовала свои возможности по привлечению иностранного капитала по минимуму. Ежегодный справочник по конкурентоспособности, публикуемый Международным институтом развития управления (Швейцария) определил Россию в 1999 году на последнее место среди 47 стран. В 1999 году компания Morgan Stanley разработала индекс для развивающихся рынков, который имеет большое влияние на принятие инвесторами решений о вложении капиталов. Согласно этому индексу инвестиционная привлекательность России оценена в 3 %, в то время как у Бразилии он составляет 12 %. По данным других иностранных источников Россия занимает 129 место среди прочих стран по привлекательности для вложения иностранного капитала. Журнал «Euromoney» периодически проводящий опросы авторитетных специалистов в области экономики и финансов на предмет оценки степени риска, который возникает при сотрудничестве с компаниями и организациями из 180 стран, в сентябре 1999 года поставил Россию на 159 место.
И все же иностранные инвесторы продолжают называть российский рынок перспективным.
В опубликованном отчете союза немецкой экономики отмечается, что «было бы стратегической ошибкой списывать Россию со счетов под впечатлением ее плохого в настоящее время имиджа».
На существующем в Российской Федерации общеэкономическом фоне трудно делать какие-либо, тем более оптимистичные прогнозы. Тем не менее, наметившуюся тенденцию постепенного ухода иностранного капитала из спекулятивного в реальный сектор, не принимать во внимание нельзя. Одним из "положительных" результатов кризиса 17 августа 1998 года стало понимание низкой эффективности привлечения иностранного капитала в страну путем получения торговых и иных частных кредитов, заимствований по линии ГКО-ОФЗ, а также необходимости кардинальных изменений в области законодательного регулирования привлечения иностранного капитала.
В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.
Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.
В этой связи необходимы, с одной стороны, выявление точек взаимодействия и взаимовлияния участников инвестиционного процесса, и, с другой стороны, выработка эффективного механизма государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов. В частности, в интервью журналу «Эксперт» вице-премьер правительства РФ, министр финансов Михаил Касьянов среди прочих приоритетных направлений деятельности назвал улучшение инвестиционного климата в стране. В своей статье «Россия на рубеже тысячелетий» Председатель Правительства Владимир Путин отмечает «… На первое место следует … поставить повышение инвестиционной активности… Мы выступаем за проведение инвестиционной политики, сочетающей как чисто рыночные механизмы, так и меры государственного воздействия. Одновременно мы будем и далее вести работу по созданию в стране инвестиционного климата, привлекательного для зарубежных инвесторов…».
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин. Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики № 2 / 2004 г.
2. Базовый курс по рынку ценных бумаг. / Под ред. Радыгина А.Д., Хабаровой Л.П., Шапиро Л.Б. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспрес», 2004 – 485 с.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2002. – 348 с.: ил.
4. Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица 2002. – 279 с.
5. БЕЛАЯ КНИГА. Экономика и политика России в 2004 году. Институт экономических проблем переходного периода, 2003.
6. Ван Хорн ДЖ.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Внешнеэкономические связи России: опыт Оренбургского региона.– Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2002, 268 с.
8. Волгина Н.А. . Прямые иностранные инвестиции: особенности 90-х годов // Вестник РУДН, серия Экономика №1(5) / 2002,.
9. Волосов И. Иностранные инвестиции и реформирование экономики // Деловой мир /26.05.2005.
10. В. Путин: взгляд в будущее // Экономика и жизнь № 2 / 2004 г.
11. Губаев Ш. Об инвестиционном климате в Республике Татарстан // Российский экономический журнал. №2 / 2002 г.
12. Инвестиции в России. Ам Чам Ньюз. Выпуск 5, №18, Июль – август 2004.
13. Инвестиционные возможности Саратовской области // Рынок ценных бумаг № 13(100) / 2004.
14. Корсунский Б.Л., Леонов С.Н. Депрессивный район в переходной экономике. Владивосток: Дальнаука. 2002. 155 с.
15. Кривошеин А. Инвестиционная программа как взаимосвязанная система подходов и приоритетов // Рынок ценных бумаг № 16 / 2004.
16. Куликова Г.Е. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью в регионе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2003 г.
17. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 430 с.
18. Миркин Я. Деньги для роста // Эксперт № 14 /2004 г.
19. Мухаметдинова. Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал № 1 / 2004 г.
20. Обойдемся без транша / Интервью вице-премьера правительства РФ, министра финансов Михаила Касьянова // Эксперт № 14 / 2004 г.
21. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова – М.: 1992. – 432 с.
22. Оценка риска при сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран // БИКИ № 4 / 2004 г.
23. Павлов В. Инвестиционный проект «Олимпийская деревня» // Рынок ценных бумаг № 16 / 2004.
24. Портер М. "Международная конкуренция", 1993 г.
25. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Сб. норм. актов. М.: «ДЕ – ЮРЕ», 2002. – 536 с.
26. Приватизация в России № 8, 2003 Совместное издание Российского информационного агентства "Новости" и Министерства государственного имущества Российской Федерации.
27. Приходько Н. Вдогонку за инвестициями // Экономика и жизнь № 24 / 2002 г.
28. Приходько Н. Инвестиции: весна надежды нашей // Экономика и жизнь № 11 / 2004 г.
29. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2002 – 621 с.
30. Рост прямых иностранных инвестиций в 2002 г. // БИКИ № 20 / 2004 г.
31. Саратовская область: защита инвестиций – приоритетная задача. Интервью с заместителем министра экономики и инвестиционной политики правительства Саратовской области С. Прокофьевым. Рынок ценных бумаг № 13(100), 2004.
32. Сборник Россия – 2003: Экономическая конъюнктура. Выпуск 3. Москва: сентябрь 2003. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации
33. Статистический бюллетень № 48, октябрь 2003 г. Москва, Государственный комитет Российской федерации по статистике
34. Степанов А. Рейтинг с плюсом. 15 февраля 2004 г. http://www.gazeta.ru/reuting.shtml
35. Субботин М. «Дедушкина оговорка» по-российски // Экономика и жизнь № 49 / 2002 г.
36. Субботин М. Парламентский барьер для инвестиций // Экономика и жизнь № 3 / 2004 г.
37. Тумасянц С. Заимствования и инвестиции – единая система // Рынок ценных бумаг № 16 / 2004.
38. Управление инвестиционно-заемными системами: Учеб. для вузов / Под. ред. М.В. Климовича, С.М. Тумасянц. – М.: Изд. дом «РЦБ», 2003. – 304 с.
39. Халин Д. Взялись править – учите правила // Экономика и жизнь № 25 / 2002.
40. Хоружий Л.И., Басалай С.И. Бухгалтерский учет как инструмент повышения инвестиционной привлекательности агропромышленных корпораций в условиях переходной экономики. – М.: БУКВИЦА, 2002 – 256 с.
41. Шпрыгин В. Без инвестиций нет обновления. Экономика и жизнь № 11, 2003.
42. Щедров В.И., Севастьянова Е.В. Трансформация системы бухгалтерского учета в Российской Федерации для повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности. – М.: Наука и экономика, 2003. – 120 с.
43. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 410 с.
44. Эффективность привлечения иностранных инвестиций в экономику России // БИКИ № 29 / 2004 г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 43.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.