У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием
Количество страниц
74
ВУЗ
ДВГУ
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение.………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием………………………………………...7
1.1 Основные понятия исследования: коммуникация, умения, навыки, дошкольный возраст, заикание…………………………………………………..7
1.2 Представления о заикании как о речевом нарушении на современном этапе………………………………………………………………………………13
1.3 Формирование коммуникативных навыков в онтогенезе………………...22
1.4 Особенности коммуникативных навыков у заикающихся дошкольников……………………………………………………………………28
1.5.Основные средства развития коммуникативных умений и навыков у дошкольников……………………………………………………………………34
Выводы по 1 главе...............................................................................................40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с заиканием………………..41
2.1 Определение уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников с заиканием……………………………………………………...41
2.2 Особенности применения метода сказкотерапии при формировании коммуникативных умений у дошкольников с заиканием…………………….54
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...71
Заключение……………………………………………………………………….72
Приложение………………………………………………………………………74
Список литературы………………………………………………..……………110
Введение
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Актуальность темы заключается в том, что с каждым годом растет число заикающихся детей. Это сложная проблема, которая негативно сказывается на развитии личности ребенка в целом.
Речь, как средство общения, возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); что приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость – при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляются.
Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). И. А. Сикорский первый называет заикание детской болезнью и обосновывает это тем, что возникновение заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей еще не закончено. В. А. Гиляровский указывает на то, что изучение заикания должно быть связано, прежде всего, с исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который в то же время является наиболее уязвимым для возникновения заикания. Более поздние исследования, посвященные изучению периода возникновения заикания, относят данный дефект у детей дошкольного возраста к эволюционной патологии, т. е. патологии периода развития речевой функции. Чаще всего это связано с поступлением в школу, когда происходит перестройка жизненного уклада ребенка: на смену игровой приходит учебная деятельность, резко увеличивается нагрузка в связи с овладением грамотой, предъявляются новые, повышенные требования.
Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями.
Исследованиями особенностей заикающихся дошкольников, а также развитием их коммуникативных навыков посвящали свое внимание такие ученые как А. В. Ястребова, Э. Р. Саитбаева, Е. А. Дьякова, Ф. А. Рау и многие другие.
Автор метода комплексной сказкотерапии: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Проблема заключается в том, что метод сказкотерапии не используется логопедами при устранении заикания у дошкольников для развития коммуникативных умений, т. к. отсутствуют методические рекомендации для логопедической работы.
Тема дипломной работы: «Средства развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием».
Объект исследования: процесс развития речи у дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: метод сказкотерапии как средство развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием.
Цель дипломной работы: изучить теоретический аспект проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников и разработать комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у дошкольников с заиканием с использованием метода сказкотерапии.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений.
2. Определить роль сказкотерапии в процессе развития коммуникативных умений.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с заиканием.
4. Разработать комплекс занятий сказкотерапией по развитию коммуникативных умений у детей с заиканием;
5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса по развитию коммуникативных умений у дошкольников с заиканием.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с заиканием будет эффективной, если:
• использовать сказкотерапию как основное средство развития дошкольников;
• разработанный комплекс занятий с использованием сказкотерапии будет составлен в соответствии с тематическим планированием коррекционно-логопедического процесса;
• составленные занятия будут содержать речевой материал, изученный на логопедических занятиях.
Новизна: разработан комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у заикающихся дошкольников с применением метода сказкотерапии.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс занятий, по развитию коммуникативных умений у детей с заиканием, может быть использован при обучении и воспитании детей с заиканием в специальных дошкольных учреждениях логопедом, психологом или воспитателем речевых групп; при подготовке методических пособий, адресованных специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, студентами при изучении дисциплины «заикание».
В исследованиях были использованы различные методы обследования:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические – наблюдения, беседа, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: АКОДО «Детский сад №44
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Список литературы
Список литературы
1 Абелева И. Ю. Психологические аспекты заикания./ На материале взрослых больных./ Авт-т дис.. канд. псих. наук.. — М., 1976. —16с
2 Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
3 Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М. 1993 – 159с.
4 Белякова Л.И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания./ Автор. дисс. д-ра мед. наук — Л. 1988
5 Белякова Л.И. Проблемных подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. М. 1992 С. 3-20.
6 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. М.- 1997 С. 156-169
7 Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание: проблемы теории и практики. Под. Ред. Л.И. Беляковой М. – 1992 С. 76-87
8 Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
9 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
10 Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
11 Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. —М., 1983.— 144с.
12 Выгодский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.- 1960
13 Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. —Изд. МГУ, М., 1987.— 148с.
14 Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
15 Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. – 1958 – 370 с.
16 Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
17 Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. // ред. Сост. Селиверстов. М. – 1987- 144с.
18 Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися дошкольного возраста. // Заикание. Проблемы теории и практики. М. – 1992 с. 126- 141
19 Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под. Ред. Левиной Р.Е. М. – 1975 с. 3-22
20 Лисина М.И. Генезис форм общения у детей.// Возрастная и педагогическая психология.— М.,1992.— С. 210-229.
21 Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой . М. – 1989. 527 с.
22 Некрасова Ю.Б «Психологические основы процесса социореабилитации», /Авт-т дисс.... доктора псих. наук,/ Псих. ин-т РАО — М., 1992 .— 45с.
23 .Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
24 Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников. //сб. «Психолингвистика и современная логопедия».— М. 1997.—С. 193-205.
25 Селиверстов В.И., Заикание у детей. Пособие для логопедов. // М. – 1994 180 с.
26 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
27 Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
28 Хватцев М.Е. Логопедия М. – 1959 . 467 с.
29 Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М. - 1978 . 112с.
30 Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М. – 1965 — 88с.
31 Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.