У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Международно—правовые основы военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации
Количество страниц
196
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23062.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение... 3
Глава 1. Понятие и содержание многостороннего и регионального
военного сотрудничества государств... 15
§1. Теоретико-методологические основы понятия международного военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации... 15
§2. Сотрудничество государств на многостороннем уровне в
системе ООН как гарантия мира и безопасности... 38
§3. Правовые основы регионального военного сотрудничества
государств в рамках Содружества Независимых Государств 61
Глава 2. Военное сотрудничество Республики Армения и Россий-
ской Федерации... 97
§1. Сущность и направления военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации... 97
§2. Международно-правовые основы организации и деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации в области военного сотрудничества... 121
§3. Перспективы развития военного сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией и их правовое обеспечение... 144
Заключение... 169
Библиографический список... 180
Приложения... 196
ВВЕДЕНИЕ
Кавказское направление военной политики для России, Турции и Ирана на протяжении столетий являлось одним из наиболее приоритетных. Особую роль в военно-политических интересах России на Кавказе играет Армения, ко- торая в создавшихся условиях приобретает особую стратегическую значимость. Россия исходит из того, что, во-первых, пространство СНГ является сферой ее стратегических интересов, а во-вторых, для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов1.
С обретением государственной независимости руководство Республики Армения приступило к выработке самостоятельного военно-политического курса, направленного на обеспечение национальной безопасности. Приоритетными направлениями являются укрепление национальных вооруженных сил и развитие военного сотрудничества на двусторонней основе с Российской Феде- рацией, а также на многосторонней - в рамках СНГ, и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (далее ОДКБ)2.
Сегодня руководством Республики Армения основополагающим принципом внешней политики провозглашен принцип комплиментарности, т.е. принцип совместимости и доверия^. Приоритеты нынешнего руководства Республики Армения в области внешней политики направлены, прежде всего, на обеспечение национальных интересов, укрепление независимой государственности и безопасности, урегулирование карабахской проблемы, привлечение значительных зарубежных инвестиций для преодоления социально-экономического кризиса.
1См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ: Стенограмма выступления от 16мая2003г.М.,2003.С.48.
2См.: Макаров А.А. Договор о коллективной безопасности — важный фактор обеспечения стабильности и безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств // Вестник Совета Федерации. 2003. № 2. С. 29.
ЗСм.: Кочарян Р.С. Политика армянского президента - прежде всего проармянская: Интервью Президента РА // Республика Армения. 2000. 30 мая.
Республика Армения в силу своего географического и геополитического положения, особенностей исторических связей с Россией стала не только военно-политическим союзником, но и далеко выдвинутым на юг форпостом российского влияния на важнейшем стратегическом направлении. Таким образом, на сегодняшний день Республика Армения и Российская Федерация исходят, прежде всего, из их взаимной заинтересованности в развитии военного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основах. Политическое руководство как Республики Армения, так и Российской Федерации твердо придерживается исторически сложившегося взаимовыгодного стратегического альянса.
Актуальность темы исследования армяно-российского военного сотрудничества и его международно-правовых основ обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, наличием широких перспектив армяно-российского союзни- ческого взаимодействия, потребностью их правового обеспечения, выполнении значительного количества двусторонних договоренностей в интересах обеспечения военной безопасности Армении и России, мира и стабильности в Кавказском регионе, а также соблюдении обязательств, вытекающих из участия Республики Армения и Российской Федерации в СНГ и в ОДКБ.
Во-вторых, необходимостью продолжения разработки теоретико-методологических и правовых основ военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации, государств-участников СНГ и ОДКБ. Единое геостратегическое пространство, исторически сложившиеся прочные связи и многовековые узы братства, общие во многом угрозы национальным интересам бывших союзных республик обусловливают сохраняющуюся целесообразность их согласованных действий при неукоснительном соблюдении норм международного права и тесного сотрудничества во всех областях межгосударственных отношений. Несмотря на это, члены Содружества по ряду объективных и субъективных причин не в полной мере используют имеющиеся возможности совместного решения проблем обеспечения национальной и коллективной безо-
пасности. Исследование динамики армяно-российского военного сотрудничества позволит выделить ряд общих факторов, способствующих интеграционным процессам в военной сфере в СНГ или их затрудняющих, и на этой основе спрогнозировать перспективы его развития и их правового обеспечения.
В-третьих, потребностью совершенствования правовых основ и формы российского военного присутствия в Республике Армения. Войсковые и управленческие структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, комплект вооружения и военной техники, специально адаптированные для эффективного выполнения задач на территории дружественного государства в мирное и военное время, во многом уникальны. В связи с этим особое значение приобретает анализ, обобщение и систематизация имеющегося опыта пребывания российских воинских контингентов в Республике Армения, юридическое обеспечение их функционирования.
Актуальность исследования проблемы сущности и содержания интересов (• армяно-российского военного сотрудничества определяется также необходимостью методологического анализа самого понятия «военное сотрудничество государств», являющегося в настоящее время недостаточно разработанной категорией военного права.
Степень научной разработанности проблемы и источниковая база исследования. Степень внимания к проблеме военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации в армянской и российской историографии различна. Публикации российских исследователей единичны1, немногочисленные справочные издания содержат минимум информации, в основном статистической^. В Республике Армения довольно много внимания уделяется изучению армяно-российских отношений. Однако, сложность для работы ис-
См.: Тищенко Г.Г. Вооруженные Силы и военно-политический курс Армении // Армения: проблемы независимого развития / Под общ. ред. Е.М. Кожокина. М: РИСИ, 1998. С.555-566.
^См.: Армии стран Содружества (Справочно-информационное пособие для генералов и офицеров ШКВС СНГ) / Под общ. ред. В. Н.Яковлева. М.: ШКВС СНГ, 2001.
следователей с данными материалами состоит в том, что подавляющее большинство из них опубликовано только на армянском языке.
Использованную диссертантом источниковую базу можно систематизировать по пяти группам.
Первая группа - международные правовые акты, заключенные в рамках W СНГ, ОДКБ и между Республикой Армения и Российской Федерацией. Этими
документами определялся порядок и сроки раздела вооруженных сил бывшего СССР, передачи вооружений, военной техники и имущества Республике Армения, регламентируются вопросы пребывания российских воинских континген-тов на территории республики, а также различные аспекты многостороннего и двустороннего армяно-российского военного сотрудничества.
Вторую группу составляют законы Республики Армения, правовые акты высших органов государственной власти республики - Президента, Национального Собрания, Правительства, республиканских министерств и ведомств по Ш военной проблематике, а также военное законодательство Российской Федерации.
Третья группа — это теоретические исследования общих аспектов международного военного сотрудничества и конкретных проблем двустороннего армяно-российского взаимодействия в военной сфере В.В.Арутюняна, Э.С.Оганесяна, Г.С.Котанджяна, А.Куртова, М.Г.Саркисяна, А.Сваранца, В.Тоганяна, А.С.Третьякова и др.1
1 См., например: Арутюнян В.В. Коллективная безопасность: история и реальность // Айка- кан банак (Армянская армия). 1998. № 1 (На арм. языке); Оганесян Э.С. Армения и СНГ // Голос Армении. 1994. 5 ноября; Котанджян Г.С. Национальная безопасность: ориентиры и приоритеты // Аи зинвор (Армянский воин). 2003. № 4 (На арм. языке); Куртов Л. Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. М.: Ин-т политич. и воен. анализа, 2001. 160 с; Саркисян М.Г. Армения перед лицом современных глобальных перемен. Ереван, 1996; Сваранц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе: Монография. М.: Гуманитарий, 2002. 600 с; Тоганян В. Социально-политические и экономические аспекты армяно-российских отношений (1991-1999 гг.). М: РИЦ ИСПИ РАН. 178 с; Третъяков А.С. Опыт строительства вооруженных сил Республики Армения в 1991-1998 гг. Некоторые аспекты российско-армянского военного сотрудничества: Дис. ... канд. истор. наук. М, 2003.
Армяно-российские отношения, в том числе и в военной сфере, освещаются российскими дипломатами - бывшими послами России в Армении В.П.Ступишиным, А.Ю.Урновым, послом по особым поручениям В.Л. Олеандровым 1. Интерес для изучения современной Армении представляет также монография Российского института стратегических исследований "Армения: проблемы независимого развития"^.
Обширный информационный материал и несомненную ценность для всестороннего рассмотрения темы диссертации представляют публикации периодической печати Республики Армения, в первую очередь, статьи Н.Р.Алексаняна, В.С.Григоряна, В.В.Джагетяна, А.Искандаряна, Т.Г.Лилояна, И.Мурадяна , Н.А.Рштуни и др3.
Четвертая группа - это публикации российских исследователей по проблемам СНГ, отношениям России с государствами СНГ, общим аспектам международного военного сотрудничества - Ю.Г.Барсегова, А.Н.Булыгина,
W С.Г.Гвоздикова, В.В.Егозарьяна, А.В.Загорского, А.Ю.Иванченко, В.В.Кудашкина, Н.И.Кузнецова, Ю.И.Мигачева, Е.Г.Моисеева, В.И.Попенкова, Д.В.Тренина, Е.А.Уткина, Б.М.Хакимова, Е.И.Шапошникова, В.НЛковлева, материа-
1 См., например: Ступишин В.П. Моя миссия в Армении. 1992-1994. М.: ACADEMIA, 2001; Ступишин В.П. Посол России: "Мы обречены жить вместе" // Голос Армении. 1993. 30 марта; Урнов А.Ю. Наши отношения развиваются по восходящей // Республика Армения. 1997. 21 августа; Урнов А.Ю. Лучшая модель двустороннего сближения // Республика Армения. 1998. 9 января; Олеандров В.Л. Мы идем к союзническим отношениям // Голос Армении. 1996.27 февраля.
2 См.: Армения: проблемы независимого развития / Под общ. ред. Е.М. Кожокина. М.: РИ-СИ, 1998.
3 См.: Алексанян Н.Р. Размышления о национальной армии // Республика Армения. 1992. 3-
4 апреля, Алексанян Н.Р. Размышления о войне и мире, о тактике и стратегии, о дипломатии и политике // Республика Армения. 1993. 8-9 января; Григорян B.C. Все должны видеть армию страны. И любить... // Голос Армении. 1999. 23 марта; Джагетян В.В. В коалиции с Россией крепнет оборона // Республика Армения. 1996. 3 мая, Джагетян В.В. Не против третьих стран, а во благо мира // Республика Армения. 1996. 4 сентября; Искандарян A.M. Государственное строительство и поиск политической идентичности в новых странах Закавказья // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8); Лилоян Т.Г. "Армения - наш партнер // Азг. 2001. 15 марта; Мурадян КС. Геоцивилизационный выбор Грузии // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8); Ршшуни Н.А. У нас существует Министерство обороны и фидаи, а это для государства мало // Голос Армении. 1992. 20 августа.
лы, изданные в 2001 году к юбилею Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России и др.1
Пятая группа - это научные труды в области международного права И.Н.Арцибасова, В.А.Батыря, Н.Т.Блатовой, А.М.Залиняна, Р.А.Каламкаряна, Б.М.Клименко, И.И.Лукашука, М.В.Митрофанова, Е.Г.Моисеева, А.С.Тимошенко и др.2
1 См.: Барсегов Ю.Г. Организация купит Карабах... // Время. 1995. 7 декабря; Булыгин А.Н. Военное сотрудничество государств Содружества: понятие, становление и основные направления развития // 10 лет Совету министров обороны государств - участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества: Материалы Междунар. воен.-науч. конференции (СПб, 27 февраля 2002 г.). М.: ШКВС, 2002. Гвоздиков СВ. Обеспечение военной безопасности России в военно-политической и международной системах СНГ: Дис. ... канд. полит, наук. Н.Новгород, 2000. 212с. Егозаръян В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дис. ... канд. полит, наук. М., 2001. 240 с; Загорский А. В. Основные принципы внешней политики России в отношении стран ближнего зарубежья // Россия и страны ближнего зарубежья: история и современность. М, 1995; Иванченко А.Ю. Теоретические основы международно-правового положения российских войск и во- еннослужащих, находящихся на территории стран СНГ // ГП. 2001. № 4. С. 89-96; Кудаш-кин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами: теория и практика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 443; Основы советского права: Учебник. М.: Воениздат, 1991. С. 264; Мигачев Ю.И., Тихомиров СВ. Военное право: Учебник. М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1998. С. 269. Моисеев КГ. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ: Учеб. пособие / Под ред. К.Я.Бекяшева. М.: Юристь, 1997; Попенков В. И. Современные проблемы военно-политического сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности: Лекция. М.: ВАЛИ, 2002; Тренин Д.В. Россия - СНГ: от Ташкентского договора к новому Варшавскому // Сегодня. 1995. 2 декабря; Тренин Д.В. Интересы безопасности и политика России в Кавказском регионе // Спорные границы на Кавказе. М.: Весь Мир, 1996; Уткин Е.А. СНГ в стратегическом курсе Москвы // Международная жизнь. 1995. № 11-12; Хакимов Б.М. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. № 7. Шапошников ЕМ. Об интеграции вооруженных сил государств Содружества // Военная мысль. 1992. Спец. выпуск; Яковлев В.Н. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности: Лекция. М.: ШКВС, 2001; Об итогах военного сотрудничества и перспективах стратегического партнерства в XXI веке // 10 лет Совету министров обороны государств - участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества: Материалы Междунар. воен.-науч. конференции (СПб, 27 февраля 2002 г.). М.: ШКВС, 2002; Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951 - 2001 гг.). М., 2001.
2 См.: Арцибасов КН., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Междунар. отношения, 1989. 248 с; Батырь В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военном законодательстве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999; Международное право / Под. ред. Н.Т. Блатовой. М.: Юрид. лит., 1987. С. 81; Залинян A.M. Правопреемство государств: проблемы и пути их решения. Ереван:
Автором изучены также материалы зарубежных изданий The Military Balance, Jane's Defence Weekly, ежегодников СИПРИ за 1992-2003 гг., касающиеся Вооруженных Сил Республики Армения, интеграционных процессов в СНГ в военной сфере, а также справочно-статистические данные из других российских и зарубежных источников.
Исходя из изучения вопроса научной разработанности проблемы можно сделать вывод, что автором одним из первых в таком объеме рассматриваются правовые основы военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации.
Цель диссертационной работы заключается в проведении комплексного правового исследования основных тенденций и перспектив армяно-российского военного сотрудничества, выработки научно-практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование соответствующего законо-
•ф дательства, развитие союзнического взаимодействия Республики Армения и
Российской Федерации, национальной и коллективной безопасности а также динамики и результатов строительства Вооруженных Сил Республики Армения. Реализация этой цели потребовала проведения научного анализа международных договоров (в том числе двусторонних), законодательства государств, а также исследования доктринальных научных основ военного сотрудничества между двумя странами.
Нжар, 2000. 186 с; Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном междуна- родном праве. М: Юрид. лит, 1991. 118 с; Клименко Б.М. Принцип сотрудничества // Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1995. С. 51; Лукашук И.И. Функционирование международного права. М: Наука, 1992. 224с; Международное право. Общая часть. М., 1996. С. 286; Митрофанов М.В. Международная экологическая безопасность в правовой системе обеспечения ВСМБ // Всеобъемлющая система международной безопасности и международного права. М., 1998.С.31-33; Моисеев КГ. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ: Учебное пособие / Под ред. К.А.Бекяшева. М.: Юристь, 1997. С. 81; Тимошенко АС. Экологическая безопасность и международное право // СЕМП. 1989. С.33-37; Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986. С. 3.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением военного сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией, а также исторические отношения в области военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации.
Предметом исследования являются международные договоры и законодательства Республики Армения и Российской Федерации, которые регулируют военное сотрудничество и отношения между двумя государствами и их оборонными ведомствами. По результатам анализа содержания военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации, практики их реализации, представляется возможным определить проблемы, тенденции и направления формирования и реализации военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерацией в современных условиях, а также выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства в сфере военного сотрудничества.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили основные положения материалистической диалектики. Широко использованы как общенаучные методы исследования, так и специально-юридические: проблемный, исторический, логический и сравнительно-правовой. Данная методология достаточно полно отражает стратегию исследования. В работе широко использованы документы ООН, СНГ, ОДКБ, международные договоры а также нормативные правовые акты Республики Армения и Российской Федерации, научные труды выполненные по данной проблеме
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Исследование теоретико-методологических основ понятия международного военного сотрудничества государств.
2. Конкретизация понятия «военное сотрудничество государств» в двусторонних отношениях между Республикой Армения и Российской Федерацией.
3. Рассмотрение правовых основ международных и региональных систем коллективной безопасности в рамках ООН, СНГ и ОДКБ.
4. Проведение научного анализа современного состояния армяно-российского военного сотрудничества и его нормативно-правовой базы.
5. Исследование видов и направлений военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации и их классификация.
6. Анализ деятельности структур, непосредственно занимающихся вопросами, которые могут быть взаимосвязаны с международно-правовыми основами военного сотрудничества государств.
7. Проведение анализа содержания, характера и перспектив правового регулирования военного сотрудничества Республики Армения и Российской Фе- дерации на современном этапе.
8. Выработка концепции военной доктрины и ряда правовых вопросов организации обороны Республики Армения.
9. Формулирование научных выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию и углублению военного сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией и его правовому обеспечению.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации заключается в том, что предпринята попытка проанализировать недостаточно изученный современный этап военного сотрудничества между двумя странами и его нор- мативно-правовое регулирование.
Автором определены исходные теоретико-методологические позиции особенностей и специфики военного сотрудничества между двумя странами. Уточнен понятийный аппарат, на основе чего дано собственное определение «военного сотрудничества государств». Рассмотрены содержание и направления во взаимосвязи военного сотрудничества, с перспективами государственно-
го, экономического и политического развития Республики Армения и Российской Федерации.
Сформулированы выводы, научно-практические рекомендации и предложения по развитию армяно-российского военного сотрудничества, совершенст-As вованию правовых основ и форм российского военного присутствия в Республике Армения.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии концепции правового обеспечения многостороннего и двустороннего военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:
¦ в работе рассмотрены вопросы реализации международных договоров двух государств и сделаны соответствующие выводы и предложения по совер- шенствованию практики выполнения их международных обязательств;
¦ результаты исследования могут быть использованы для позитивного развития существующих связей политических явлений и процессов, создания международно-правовой базы, которая будет способствовать решению проблем в области военного сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией на многостороннем и двустороннем уровнях в современных условиях и в перспективе;
¦ фактологический, аналитический и иной материал, содержащийся в диссертации, может быть использован специалистами министерств обороны и иностранных дел Республики Армения и Российской Федерации, органами СНГ и ОДКБ, а также в процессе обучения военнослужащих Республики Армения в военно-учебных заведениях Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании, обсуждались на кафедре военного права Военного университета, использовались при проведении занятий с курсантами Военного университета по учебным дис-
циплинам «Военное право» и «Международное и гуманитарное право», легли в основу научных публикаций по исследуемой теме, использовались в выступлениях на конференциях и семинарах. Отдельные положения и выводы применялись в работе юридического управления Национального Собрания Республики Армения.
Исходя из характера постановки и содержания задач, научной новизны исследования, на защиту выносятся следующие положения:
1. Авторское определение термина «военное сотрудничество государств».
2. Концепция двустороннего и многостороннего военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации и ее правовое обеспечение.
3. Обоснование принципов военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации, а также правового механизма их реализации и правового закрепления.
4. Обоснование правового института «военного права СНГ».
5. Проект дополнения в ст. 55 Конституции Республики Армения.
По теме диссертационного исследования имеются следующие публикации, общий объем - 4,0 п.л.
1. Арутюнян А.А. Статья «Правовые основы регионального военного сотрудничества государств в рамках Содружества Независимых Государств». Де-понирована в Армянском научно-исследовательском институте научно-технической информации и технико-экономических исследований (АрмНИ-ИНТИ) №35-АрО2. Ереван, 2002. № 4. С. 42-59. 1 п. л.
2. Арутюнян А.А. «Некоторые вопросы правового обеспечения военного сотрудничества» // Айкакан банак (Армянская армия): Военно-научный журнал Министерства обороны Республики Армения. 2003. № 3. С. 66. 1 п. л.
3. Арутюнян А.А. «Военное сотрудничество и совместная военная деятельность Республики Армения и Российской Федерации» // Сборник научных статей адъюнктов / Воен. ун-т. М., 2004. № 12. Ч. 3. С. 5-22. 1 п. л.
4. Арутюнян А.А. Теоретико-методологические основы понятия международного военного сотрудничества Республики Армения и Российской Феде-
W рации. Депонирована в Центральном справочно-информационном фонде МО
РФ 12.04.2004., инв.№ В5656. Реферат рукописи опубликован в Сборнике рефератов депонированных рукописей. Сер. Б. Вып. № 67. М.: ЦВНИ МО РФ, 2004. 1 п. л.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МНОГОСТОРОННЕГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ
§1. Теоретико-методологические основы понятия международного военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации
Проблема исследования международно-правовых основ военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации может быть решена, исходя из того, что международное военное сотрудничество имеет многосторонний, многоплановый характер. Оно состоит из совокупности компонентов, находящихся в диалектической связи. Вместе с тем, сами эти составляющие являются относительно самостоятельными системами, целостными образованиями с присущими им атрибутами, имеют свою историю становления и развития, предполагают упорядоченность, взаимообусловленность взаимодействующих элементов.
В механизме образования и функционирования международного военного сотрудничества в т.ч. между Республикой Армения и Российской Федерацией имеют место такие элементы системы, как: 1) наличие существенной и органичной связи ее компонентов; 2) преобладание роли внутренней связи компонентов по отношению к внешним воздействиям на них; 3) активно преобразующее воздействие системы на свои компоненты, в результате которого они приобретают новые свойства, необходимые для оптимального функционирования системы; 4) устойчивость свойства системности, обеспечивающее целостность сложноорганизованного объекта в изменившихся условиях 1.
Поэтому, опираясь на исследования различных ученных в этой области целесообразно в качестве основного метода познания международного военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации использовать системный подход. Его содержанием, по мнению Афанасьева В.Г., в широком
1 См.: Проблемы системности в истории отечественной науки и философии. М.: РАН, ИНИ-ОН, 1994. С. 5-6.
смысле слова является онтология систем (их бытие, существование), гносеология систем (познание систем и системность знания о них) и управление системами (обеспечение их функционирования, совершенствования и развития, практика их создания)1.
Конкретное выражение идеи и принципы системного подхода находят в системном анализе. Системный анализ позволяет также конкретизировать принципы диалектики применительно к исследованию, выявить закономерности, принципы возникновения и становления системы, оказывать сознательное управление ею, прогнозировать ее развитие. Системный подход являет собой методологическую ориентацию познания, которая основана на рассмотрении объектов исследования в виде систем, на познании совокупности элементов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных им, взятым в отдельности и, в силу этого, выступающих как единое целое по отношению к окружающей их среде.
Применение такого подхода при анализе международного военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации, его правовых основ позволяет повысить объективность научного знания и, следовательно, определить более эффективные пути управления изучаемым объектом, то есть избежать ошибок в выработке решений, касающихся направлений и путей развития военного сотрудничества, определить оптимальные соотношения в политической, экономической и военной сферах.
Познать систему военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации — значит отразить в определенных категориях, понятиях, теории его внутреннюю природу, характерные черты и особенности, раскрыть его сущность, состав и структуру, исследовать взаимоотношения элементов, взаимодействие системы со средой, определить функции и факторы, обеспечивающие их возникновение, развитие и совершенствование. Реальное военное сотрудничество наших государств, его отражение в сознании, разработка на ос-
См.: Афанасьев ВТ, Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. С. 4.
нове полученного системного знания практических рекомендаций по правовому обеспечению его развития - такова диалектика объективного и субъективного, теории и практики в системном анализе исследуемой проблемы.
Процесс познания такого явления как международное военное сотрудни-
чество требует использования одного из основных принципов теории систем -
принципа многоуровневого описания. Как считает Цыпичко В.Н., он предполагает описание любого объекта, во-первых, как элемента более широкой системы, во-вторых, как целостного явления, в-третьих, как некоторой сложной структуры, чье внутреннее строение необходимо представить с подробностью, достаточной для достижения целей исследования!.
Из системной картины мира следует, что всякая система существует не сама по себе, не изолированно, а находится в определенной взаимосвязи и взаимозависимости с другими системами, где каждая система является элементом, подсистемой системы более высокого порядка. Из чего исходит необходи-
" мость познания структуры военного сотрудничества, внутренней взаимосвязи его атрибутов, определения их места и роли в системе военного сотрудничества.
Международно-правовые аспекты военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации целесообразно рассматривать на различных уровнях, исходя из принципов структурного анализа. Но структурное исследование системы военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации и его правового обеспечения не позволяет увидеть достаточно полную картину и, прежде всего, - реакции системы на внешние раздражители, ее взаимодействие со средой. Это вызывает необходимость применения функционального анализа к изучаемому явлению.
Структурно-функциональный подход представляет собой одну из важнейших форм системного анализа. Он предполагает через раскрытие структуры системы военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации выявить конкретное место, значение ее элементов, понять их роль и спе-
1 См.: Цыпичко В.Н. Руководителю о принципах решений. М., 1991. С. 21-22.
Список литературы
.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23062.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.