У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Нейропсихологические приёмы при устранении нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР младшего дошкольного возраста
Количество страниц
73
ВУЗ
ДВГУ
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нарушений звукослоговой структуры слова у детей младшего дошкольного возраста………………..7
1.1 Основные понятия исследования: нейропсихологические приемы,
звукослоговая структура, младший дошкольный возраст……………………..7
1.2 Овладение звукослоговой структурой слова детьми в онтогенезе……….11
1.3 Особенности нарушений звукослоговой структуры у детей с ОНР……...25
1.4 Нейропсихологический подход при устранении нарушений
звукослоговой структуры слова у детей с ОНР………………………………..34
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по устранению
нарушений звукослоговой структуры у детей младшего
дошкольного возраста……………………………………………………...….41
2.1 Определение уровня сформированности звукослоговой структуры
у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………….....41
2.2 Особенности применения нейропсихологических приемов в
логопедической работе с дошкольниками, имеющими общее
недоразвитие речи…………………………………………………………….…52
Выводы по 2 главе………………………………………………………….…..67
Заключение ……………………………………………………………………..69
Список литературы………………………………………………………………71
Приложение………………………………………………………………………75
Введение
Речевые расстройства в настоящее время всё больше привлекают вни-мание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов и, конечно же, родителей. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для становления полноценной личности ре-бенка.
Актуальность:
Особую группу среди всего спектра речевой патологии составляют системные нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи (ОНР). Неустранённое нарушение накладывает отпечаток на формиро-вание у детей эмоционально – волевой сферы, другие психические функции, вызывая наслоения; на успешность овладения грамотой; возникновении трудностей при обучении в школе. Этими важными проблемами и обуслов-лена актуальность данного исследования.
Спецификой этого системного речевого расстройства является наруше-ния звукослоговой структуры слова: замены, пропуски, перестановки, повто-рения звуков и слогов, антиципации, контаминации.
Данные нарушения разнообразны и непостоянны в своем проявлении (от незначительных трудностей до грубых нарушений): часто носят стойкий и длительный характер, задерживают процесс нормального развития устной речи. Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овла-деть звукослоговой структурой слова. Считается, что сензитивным возрас-том, для наиболее успешного преодоления данных расстройств, является до-школьный. Но если эти нарушения не корригируются своевременно, то это приводит к нарушениям всех речевых компонентов: лексики, грамматики, связной речи.
По данным современных исследователей патогенезом данного типа на-рушений является искажение формирования сенсомоторного репертуара от-дельных систем и их взаимодействий, в том числе ритмической структуры слова. Что свидетельствует о дефицитарном или несформированном статусе конкретных мозговых систем. Эта специфичность не может не требовать по-иска новых подходов для устранения нарушений звукослоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.
Вопросом формирования звукослоговой структуры слова в онтогенезе и при нарушенном развитии у детей занимались специалисты различных об-ластей (А.И. Сикорский, В.К. Орфинская, Л.А. Чистович, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Так же в литературе широко пред-ставлены методики преодоления нарушений звукослоговой структуры слова у детей (З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкина, Г.Г. Голубева, Т.А. Титова, А.К.Маркова и др.). А нейропсихологический подход при устранении труд-ностей в процессе обучения освещен в работах А.В. Семенович, А.Л. Сиро-тюк.
Существует проблема, что для устранения нарушений звукослоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи не применяются нейропси-хологические приёмы, направленные на механизм расстройства.
Исходя из проблемы, нами выбрана следующая тема исследования: «Нейропсихологические приёмы при устранении нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс логопедической коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи дошко-льного возраста.
Предмет: нейропсихологические приёмы как средство устранения на-рушений звукослоговой структуры слова у четырехлетних детей с общим не-доразвитием речи.
Цель работы: изучение теоретической составляющей проблемы пре-одоления нарушений звукослоговой структуры слова и составление комплек-са занятий с использованием нейропсихологических приёмов, направленных на улучшение звукослоговой структуры слова у четырехлетних детей с об-щим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий работы: нейропсихологические приемы, нарушение речи, звукослоговая структура, младший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
2. Изучить процесс овладения звукослоговой структурой слова детьми в он-тогенезе.
3. Выявить особенности нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
4. Изучить содержание нейропсихологического подхода при устранении на-рушений звукослоговой структуры слова у четырехлетних детей с общим не-доразвитием речи.
5.Составить комплекс занятий с использованием нейропсихологических приемов для устранения нарушений звукослоговой структуры слова у четы-рехлетних детей с общим недоразвитием речи.
6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность составлен-ного комплекса занятий с использованием нейропсихологических приемов.
Гипотеза: устранение нарушений звукослоговой структуры слова у де-тей с ОНР четырех лет, будет эффективным, если:
- использовать конспекты занятий, построенных на применении ней-ропсихологических приемов, направленных на оптимизацию каждой из сис-тем сенсомоторного репертуара ребенка;
- упражнения, используемые на занятии, будут направлены на коорди-нацию движений различных частей тела;
- предложенные упражнения будут закрепляться ежедневно как воспи-тателями, так и родителями.
Новизна: составлен комплекс занятий, направленных на улучшение звукослоговой структуры слова с использованием нейропсихологических приемов у детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость: комплекс занятий с ис-пользованием нейропсихологических приемов может быть применен в прак-тической деятельности логопедов, психологов, педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи, отклонения или искажения в психиче-ском развитии, а также студентами на занятиях при изучении раздела «Об-щее недоразвитие речи» и дисциплины «Основы нейропсихологии».
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ, система-тизация и обобщение психологической, педагогической и методической ли-тературы), эмпирические (педагогический эксперимент), методики (Г.В. Ба-биной, Н.Ю. Сафонкиной»).
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы (34) и приложений (2).
Список литературы
Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слого-вой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 48с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.
3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
4. Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер с нем. – М.: Медицина, 1981, 288с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у де-тей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56с.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло-гии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Издательство «Со-юз», 2004. – 224с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Издательство Акаде-мии педагогических наук РСФСР, 1961. – 367с.
9. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у до-школьников: Учебное пособие – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 117с.
10. Голубева Г.Г. Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольни-ков с задержкой психического развития // Логопедия.- 2004. - №1(3). – С. 49-52.
11. Дель С.В., Непокорова А.П. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Практическая психология и логопедия. – 2006. - №4(21). – С.49-57.
12. Елисеева М. Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста // Практическая психология и логопедия. – 2006. - №1(18). – С. 3-7.
13. Жукова Н.С. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.- 239с.
14. Зубкова Ю.С. О некоторых особенностях слоговой структуры слова у учащихся с ОНР // Логопедия. – 2007. - №1(15). – С. 36-39.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2001. – 176 с.
16. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. де-фектол. фак. пед. Вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афа-зия. – 312с.
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. де-фектол. фак. педвузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.V: фонетико-фонематическое и общее недораз-витие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недос-таточностью. – 480с.
18. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед высш. учеб. заведе-ний/под ред. Л.С. Волковой . – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых на-рушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
20. Понятийно-терминологический словарь логопеда/под ред. В.И. Селивер-стова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480с.
21. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект ра-бочих материалов./Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: АРКТИ,1999. – 136с.
22. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: «Советская эн-циклопедия», 1979. – 432с.
23. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте: Учеб. пособие для высш. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2002. – 232с.
24. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для пси-хологов и родителей. – М.: Генезис, 2004. – 250с.
25. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопрово-ждение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288с.
26. Современный русский язык: Учеб для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекаит, Е.И. Диброва. – М.: Дрофа, 2000. – 569с.
27. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Слово-образование. Морфология. Синтаксис. – 4-е изд., / Под общей редакцией Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 864с.
28. Соломатина Г.Н.Онтогенез звукослоговой структуры слова в норме // Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3(14). – С. 28-32.
29. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126с.
30. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Практи-ческая психология и логопедия. – 2007. - №1(24). – С. 30-34.
31. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2тт. Т II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656с.
32. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2002. -96с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
34. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспи-тателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001. – 96с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.