Быстрый переход к готовым работам
|
ТИПОЛОГИЯ ЦИКЛАВозможны два типа полидентрической картины мира. Первый тип полидентрической системы реализуется в цикле, каждый эпизод которого обладает замкнутой системой персонажей, то есть в цикле, где нет «сквозных» персонажей. В художественной системе цикла этого типа взаимодействуют замкнутые микромиры со своими героями. По этому признаку тип цикла можно условно назвать «системой систем». Герои эпизодов не выходят за пределы своего микромира, а существуют так, как будто мир эпизода, где совершаются их частные судьбы, и есть весь мир. Как правило, герои разных эпизодов обладают различными социальными, психологическими, национальными и др. характеристиками. Однако при всей разности они участвуют в сходных сюжетных ситуациях и 100 характеризуются одинаковым поведением в этих ситуациях , Точка зрения повествователя в цикле «система систем» позволяет увидеть картину мира, где множество замкнутых частных миров сосуществует. Таким образом, мир изображается как бесконечно [1] разнообразный, но во всем своем многообразии подчиняющийся неким глобальным единым законам, единому порядку. Человек в этом мире независимо от любой приписываемой ему характеристики, подвержен действию этих законов и действует под их влиянием, реализуя свои ~ 189 сущностные свойства . Иной тип полицентрической художественной системы в цикле со «сквозными» персонажами. Один и тот же герой (таких героев может быть несколько) в разных эпизодах цикла становится участником все новых и новых ситуаций, обнаруживая динамический характер своей натуры и неустойчивость любой определенной точки зрения на свою личность. Ведущим признаком этого типа цикла является неустойчивость иерархии в системе «сквозных» персонажей. Позиция героя в системе персонажей разных эпизодов меняется. Условно этот тип цикла называть цикл с «плавающей» иерархией. Персонаж-повествователь также «сквозной» персонаж: в системе персонажей цикла его позиция неустойчива. Это позволяет ему, как и другим «сквозным» персонажам проявлять себя в каждом эпизоде с новой стороны. Таким образом, особенностью полицентрической системы с «плавающей» иерархией становится изображение динамизма личности и ее точки зрения в мире меняющихся условий. Типологические особенности циклических структур обусловливают различия в функционировании повествователя в разных типах цикла. Так, в цикле «система систем» невозможно наличие персонажа - повествователя. Персонаж-повествователь всегда является «сквозным» персонажем. Для цикла с «плавающей» иерархией, [2] напротив, персонаж-повествователь - характерный элемент структуры. Рассмотрим подробнее особенности циклов разного типа. Главная характеристика цикла типа «система систем» - отсутствие общих («сквозных») персонажей, в том числе персонажа-повествователя. В циклах типа «система систем» каждый замкнутый эпизод имеет свою отдельную систему персонажей. Эти персонажи не появляются за пределами своего микромира. Они есть только в данном эпизоде цикла и нигде более. Для типа «система систем» доминантным является следующее соотношение: замкнутость частей и систем персонажей в себе / тождественность ситуаций и схем поведения героев в каждом отдельном микромире. Рассмотрим особенности цикла типа «система систем» подробнее. Яркие примеры цикла типа «система систем» - «Повести Белкина» Пушкина и «Темные аллеи» Бунина. Мир в цикле изображен как система микромиров, разнообразных, поведением в этих ситуациях. ~ Апелляция к готовому образцу характеризует и персонажей, и рассказчиков, и мнимого повествователя. Общность мировосприятия у разных по социальному типу персонажей позволяет обнаружить глубокое психологическое сходство героев: «...многие черты Сильвио, - замечает В. Тюпа, - эхом отзовутся во Владимире, в романтической позе молодого Берестова и даже отчасти в Адрияне Прохорове и Самсоне Вырине...»[3] [4]. Такие характеристики, как «романическое воображение», любовь к романам, постоянная тяга к сравнению реальной ситуации с книжной или фольклорной, присущи главным персонажам всех повестей. «Образцом» может быть дворянский кодекс чести, воспроизводимый романистикой («Выстрел»); закрепленная в литературе схема развития любовных отношений («Метель»); отношение к действительности, закрепленное в народном сознании и воспроизводимое литературой («Гробовщик»); соответствие индивидуальной жизни легендарному образцу, в данном случае Библии в упрощенном для массового восприятия (картинки) варианте («Станционный смотритель») и, наконец, поведение, транслируемое сентиментальной и романтической литературой 18-19 века («Барышня- крестьянка»). «Устарелая литературщина и неловкие попытки 191 выглядеть значительнее, чем он есть на самом деле» — основные характеристики и Белкина, и его корреспондентов - рассказчиков, и персонажей повестей. Так, например, один из персонажей цикла, Самсон Вырин, идя на встречу с дочерью в Петербурге, заранее знает, что застанет ее в нищете и несчастье: в соответствии с сюжетом о блудном сыне, покинувшим родной кров. [1] Однообразие организации (сюжетной, композиционной) разных эпизодов цикла неоднократно отмечалась в частных исследованиях. Например, Шпилевая отмечает единство «основного сюжетообразующего закона» для всех очерков цикла Г.И. Успенского «Нравы Растеряевой улицы», в результате чего создаются «однообразные и узнаваемые фрагменты» {Шпилевая Г.А. Жанровая эволюция циклов Г.И. Успенского: автореф. дне. ... канд, филол. наук. Воронеж, 1993. С, 8). «Однотипность композиции рассказов» в циклах Н. С. Лескова отмечалась в работах Н.Н. Старыгиной {Старыгина Н.Н Новеллистический цикл в творчестве Н.С. Лескова 1880-х гг.: опыт целостного анализа... С. 77). [2] То, что «в цикле случайное становится закономерным» также отмечалось в работе Н.Н. Старыгиной {Старыгина Н.Н. Новеллистический цикл в творчестве Н.С. Лескова... С. 66). но, при всех существующих различиях, подчиненных общим законам. Мир «Повестей Белкина» - это мир различных социальных сред, микромиров. Сегмент действительности, изображение которого дано в отдельной повести, — «территория» определенного социального типа. Персонажем определенного социального типа является и помещик Иван Петрович Белкин. Он и его точка зрения — объекты изображения подлинного повествователя - того, кто рассказывает о Белкине и его собирательстве. Именно поэтому Белкин не является повествователем в том смысле, как он рассматривается нами в цикле. Г ерой- повествователь в «Повестях» тот, кто рассказывает о Белкине и объединяет все повести и рассказ о Иване Петровиче в единство. Персонажи отдельных повестей являются участниками типологически сходных ситуаций и характеризуются одинаковым [3] Тюпа В.И. Художественное целое как предмет научной идентификации: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» // ТюпаВ.И. Аналитика художественности, М,, 2001. С. 176. [4] Хализев В.Е., Шешуноеа С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». М., 1989. С. 46.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/415052.html |
|