Быстрый переход к готовым работам
|
От суверенитета государя к государственному суверенитету (эволюция представлений о сущности государственной власти в эпоху Средневековья)Эволюция представлений о сущности государственной власти в эпоху Средневековья определяется двумя основными аспектами: 1) религиозноидеологическим и 2) экономико-политическим. Первый аспект отражает религиозно-идеологическую и семантическую основу государственной власти, подразумевающую, прежде всего, такие моменты как духовное обоснование и признание последней. В этой связи следует отметить, что проанализированное в предыдущем параграфе восприятия феномена власти в полисной политико-правовой культуре, в определенной степени сохранялось и в эпоху средневековья, но при этом необходимо указать на влияние не мифологических, а христианских религиозных мотивов в понимании государственной власти. Именно фактор религиозного обоснования власти, по мнению диссертанта, стал раннесредневековой предпосылкой для возникшего уже в эпоху позднего средневековья понятия суверенной власти монарха - «власти от Бога». Второй аспект - экономико-политический, - дает возможность рассмотреть влаетеотношения складывающиеся в обществе на данном историческом этапе через призму политических и экономических процессов. С учетом же того, что материально-экономической основой любого государства является территория, то вопросы территориальной организации государственной власти в данном аспекте приобретают особое значение. Применительно к Средневековому обществу, по мнению диссертанта, территориальный вопрос, прежде всего, должен рассматриваться в контексте проблемы суверенитета который в политико-правовой мысли этой эпохи эволюционировал от суверенитета государя к государственному суверенитету.
Религиозно-идеологические и семантические основы государственной власти в эпоху Средневековья. Прежде чем перейти к освещению первого из обозначенных аспектов проблемы, следует определить временные рамки исследования, в частности определить границу между эпохами Античности и Средневековья, т.е. собственно у становить исторический момент перехода от античной мифологизированной религии к христианству с его единобожием. В этой связи следует отметить, что в науке до сих пор нет единой точки зрения на хронологические границы исследуемого материала. На вопрос, когда кончается античность и начинается средневековье не может быть однозначного ответа: переход от одной эпохи к другой - не катаклизм, который можно датировать таким-то годом, но процесс, длящийся веками[1]. Показательно в связи с этим мнение 3.В.Удальцовой, полагающей, что формирование феодальных институтов, «типологически близких соответствующим учреждениям вассальной системы Западной Европы», в Ромейской империи происходит лишь к ХІ-ХІІ вв[2]. При этом между разрушением рабовладельческой формации, прошедшим свою решающую фазу еще в VIII - IX вв., лежит широкая - в полтысячелетия - полоса «зазора»[3]. В этот период происходит становление и развитие двух сил, внутренне чуждых полисному миру классической античности - цезаризма и христианства, которые возникают почти одновременно (по преданию, Христос родился в правление Августа). Древние христианские авторы активно использовали сложившийся параллелизм между единобожием и единовластием. В хаотическом, потерявшим структурность «постантичном» мире в качестве связующего звена, соединяющего членов сообщества рассматриваются две дополняющие друг друга силы: Во-первых, концепция императорской власти, освобожденная от реликтов полисного мышления. Во-вторых, единая религия, понятая как обязательное вероисповедание.
[1] См.: Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и возрождения. М., 1976. С.17. [2] См.: Византийские очерки // Труды советских ученых к XIV конгрессу византинистов. М., 1971. С.22 - 23. См.: Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего Средневековья) // Вопросы истории. 1967. .№1.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/555472.html |
|