У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Личностный потенциал профессионального развития преподавателя вуза

Для понимания особенностей профессионального развития человека не­обходимо разобраться, что вкладывается в категорию развитие как в общена­учном, так и психолого-педагогическом аспекте.

Обратимся к важному термину и категории педагогики и психологии -"развитие", который олицетворяет вершину инноваций конца XX начала XXI века в психолого-педагогической практике. Что касается термина «развитие», то хотя и нет явной дискуссии по его определению, положение представляется довольно сложным. Впрочем, в научном мире довольно единодушно считает­ся, что развитие есть движение от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному. Приведенное понимание развития, построенное по законам формальной логики, представляется на первый взгляд убедительным и очевидным. Внешняя очевидность его приобретает форму аксиомы, и, не ограничиваясь одной философией, оно проникает в другие науки. Можно привести десятки определений развития, в которых так или иначе варьируют­ся изложенные три постулата.

А.П. Шептулин понимает развитие «как поступательное движение по восходящей линии, как изменение, в ходе которого совершается переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному» [165]. И.Н. Смирнов считает, что «объективный характер раз­вития, определяющий методологическое значение этого принципа, заключа­ется именно в наличии момента качественного изменения, изменения от низ­шего к высшему, от простого к сложному» [135]. Т.С. Васильева и В.В. Орлов подчеркивают: «Основой классификации реального многообразия является идея развития, движения от низшего к высшему, от простого к сложному» [19].

 

88

Следует отметить, что понятия «новое», «старое», «низшее», «высшее» не являются философскими категориями, и все существующие попытки воз­вести их в ранг философских - закончились крахом. Отсутствие научного ста­туса у этих понятий, а, следовательно, строго фиксированного содержания, делает их использование неизбежно путаным и противоречивым.

Реальный смысл для науки имеет только такое понимание развития, ко­торое осознается как абстракция, как предельное обобщение множества ре­ально существующих типов изменений, на которое и должно быть обращено внимание.

Слово «развитие» ввел в науку английский ученый Уильям Гарвей (1578 - 1657). Рассматривая вопросы эволюции, он пришел к выводу, что «все живое происходит из яйца». То есть развитие понимается им как распрямле­ние, раз-витие уже заложенного в зародыше [59].

Невольно возникает вопрос: почему первые 2300 лет своего существо­вания философия и наука обходились без термина «развитие»? Почему фило­софия, уже сделавшая гениальные открытия во всех областях: природе, по­знании, человеческом бытии, - в то же время игнорировала проблему разви­тия? Успехи науки нового времени, а наука, по справедливому замечанию В.И. Вернадского, есть единственная область, где развитие присутствует без­условно, привели к тому, что развитие знания о мире, о предмете переноси­лось на движение самого мира, самого исследуемого предмета. Человеку свойственно переносить понятие развития, часто не задумываясь, «по анало­гии», на окружающую природу, на весь мир социума и культуры.

Причина повышенного внимания к развитию заключается в том, что че­ловек - единственный из всех биологических особей ставит жизненно важные цели, имеет ценностные ориентиры изменения своего статуса, что и выража­ется в категории «развитие», хотя педагоги, психологи и социологи порой за­трудняются в   подборе четких критериев для измерения «развитости». Если

 

89

способность к развитию потенциальна и присуща всей материи, то актуально она проявляется лишь в высших формах ее движения.

В качестве рабочего возьмем определение, данное А.А. Макареней: «Развитие есть развертывание, разворачивание потенциальных возможностей, заложенных в сложноорганизованных системных образованиях» [75, с. 10]. При таком понимании основное отличие развития от неразвития состоит в том, что, если при самоорганизации, присущей всей материи, главным высту­пают внешние силы и тенденции, то в развитии определяющим является внутренняя предрасположенность, автономность, «самость» рассматриваемо­го объекта.

Развитие неорганических систем, живого мира, человеческого общества подчиняется общим законам диалектики. Для развития характерна спирале­видная форма. Всякий отдельный процесс имеет начало и конец. Причем уже в начале в тенденции содержится конец развития, а завершение данного цикла развития кладет начало новому циклу, в котором могут повторяться некоторые особенности первого. Развитие - имманентный процесс: переход от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенден­ции, ведущие к высшему, а высшее есть результат развития низшего. При этом только на достаточно высокой ступени развития полностью выявляются и впервые становятся понятными «намеки» на высшее, содержащиеся в низ­шем.

Личность как целостная система подвижна, динамична, открыта. Она изменяется, развивается в зависимости от изменения и развития общества, со­циальной среды. Одни черты или проявления развития личности в этом про­цессе теряются, другие формируются и крепнут. Личность эволюционирует в определенном направлении, в том, которое на данном этапе создается социу­мом, развитием цивилизации.

 

90

Профессиональное развитие человека непосредственно связано с разви­тием его психики. Известно, что развитие психики - это последовательное во времени, прогрессирующее (хотя и включающее в себя отдельные моменты регресса) изменение психических процессов, выраженное в их количествен­ных и структурных преобразованиях [116].

Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, а также способностью к накоплению изменений, «надстраиванию» новых из­менений над предшествующими [101]. В целом развитие психики совершает­ся постепенно, но в нем наблюдаются и некоторые периоды, скачки развития.

Изучение личностного потенциала профессионального развития и про­фессионализма человека следует начинать с анализа свойств и характеристик человека-профессионала, обеспечивающих высокие показатели его профес­сиональной деятельности. К изучению свойств человека-профессионала мы считаем необходимым подходить с двух сторон, учитывая теоретические под­ходы и Б.Г. Ананьева, и С.Л. Рубинштейна.

С одной стороны, в соответствии с концепцией Б.Г. Ананьева, индивиду­альность, присущая профессионалу, складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как профессиональной личности и как субъекта про­фессиональной деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Соответственно, способности, присущие профессио­налу, следует рассматривать как свойства, имеющие онтогенетическое проис­хождение.

С другой стороны, в соответствии с деятельностной концепцией С.Л. Рубинштейна, названные выше способности формируются и совершенству­ются в процессе профессионального обучения и опыта профессиональной деятельности. Они зависят также от вида деятельности, технических средств, условий деятельности и ряда других объективных и субъективных факторов.

Приведем основные методологические подходы и концепции, на кото-

 

91

рые мы опирались при обосновании и определении составляющих личност­ный потенциал профессионального развития как интегрального качества че­ловека.

1. Системный подход (Б.Ф.Ломов), отражающий законы взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов системы «человек-профессия». Научная идеология системного подхода обуславливает необходимость изучения лично­стного потенциала профессионального развития как системного свойства, ко­торое образуется в связи с включением и в результате включения человека в профессиональную деятельность. Изучение объекта с позиций системного подхода в общем случае требует его рассмотрения одновременно в нескольких планах [73].

Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого с объектами того же класса. Второй план определяет всю совокупность психи­ческих явлений как относительно самостоятельное целое. В качестве компо­нентов необходимо выделять не отдельные процессы, а относительно само­стоятельные функциональные образования. В частности, Б.Ф.Ломов диффе­ренцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, ко­торые обеспечивают различные формы взаимосвязи человека с окружающей средой. Третий план фиксирует объект в его отношениях к системам более вы­сокого уровня. Наконец, четвертый план предполагает раскрытие у объекта исследования движения (развития) его микросистем.

Системный подход в изучении и развитии личностного потенциала про­фессионального развития человека определяет взаимосвязь путей и методов достижения требуемого уровня этого свойства, комплексный характер внеш­них факторов и условий, разнообразие уровней и механизмов психической ак­туализации и активизации личностного потенциала профессионального разви­тия, возможность взаимной компенсации и стимуляции различных компонен­тов психической системы деятельности при поддержании требуемого уровня

 

92

индивидуального потенциала профессионального развития человека.

Мы считаем, что эффективность деятельности при включении челове­ка в трудовой процесс играет системообразующую роль и отражает особенно­сти тех системных связей, которые существуют между отдельными компонен­тами личностного потенциала профессионального развития, а по мере его реализации в деятельности характеризуют профессионализм как интегральное качество человека-профессионала.

2. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев) позволяет установить при­чинно-следственные связи на разных уровнях макроструктуры профессио­нальной деятельности и проникнуть в суть явлений, определяющих особенно­сти формирования и проявления индивидуального потенциала профессио­нального развития человека и его профессионализма. Приведем основные принципы деятельностного подхода, вытекающие из теории деятельности А.Н.Леонтьева [71]:

  • принцип развития, историзма, предметности,
  • принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения об­щественно-исторического опыта,
  • принцип единства строения внешней и внутренней деятельности,
  • принцип активности, включающей надситуативную активность как специ­фическую особенность человеческой психики.

Г.В.Суходольский развил психологическую теорию деятельности и сформулировал ее основные постулаты [140].

Постулат взаимодействия. Взаимодействие человека с миром реализу­ется в единстве противоположностей внешней и внутренней, материальной и идеальной, психической и непсихической человеческой активности во всех видах и формах деятельности. В психологии труда взаимодействие субъекта с объектом интерпретируется как система профессиональных деятельностей. При этом психика человека (как индивида, субъекта деятельности, личности и

 

93

индивидуальности) трактуется как «наполненная» конкретным профессио­нальным содержанием, охватывающим не только производственно-технические знания, умения и навыки, но и чувственную и интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы, составляющие суть способностей и ядро личности - индивидуальность каждого специалиста (К.К.Платонов, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков).

Следствия из постулата взаимодействия:

а) положение о диалектическом единстве интериоризации и экстериори-
зации на всем пути и во всех формах развития деятельности, на всех уровнях
ее социального и индивидуального существования;

б) положение о единстве процессов и результатов, процедур и образов,
операциональной и образно-понятийной сторон как психической, так и непси­
хической деятельности.

Постулат активности. Психика активна, а не реактивна по своей при­роде и сущности (что, конечно, не исключает компонентов реактивности), -активна на всех уровнях и во всех формах реализации деятельностей индиви­дов, групп и коллективов.

По Г.В.Суходольскому, следствием из постулата активности является положение о примате продуктивного, творческого начала над началом репро­дуктивным и нетворческим, чем и обеспечивается системогенез деятельности. В.А.Хайкин в своей монографии, посвященной изучению характеристик и развитию активности, также отмечает, что главным в активности человека вы­ступают не адаптивные ее свойства, а преобразовательные [156].

Постулат нормативности и вариативности. В деятельности все одно­временно нормативно и вариативно. Нормативность представляет собой реа­лизацию тенденции к сохранению всего полезного, что приобретено в дея­тельности. Вариативность, наоборот, есть реализация тенденции к изменению достигнутого для целесообразного улучшения, совершенствования. Всякий

 

94

норматив отражает часть содержания деятельности.

Следствия из постулата нормативности и вариативности: а) положение об алгоритмичности и стохастичности деятельности; б) положение о неадек­ватности жестких программ и машинообразных способов действий для чело­века; в) положение о необходимости гибких средств для выражения постоян­ного и переменного в содержании и операциональной стороне деятельности.

3. Личностный подход (К.К.Платонов [104]), позволяющий связать личностный потенциал профессионального развития человека не только с его профессиональными характеристиками, но и с особенностями мотивацион-ной, когнитивной, эмоционально-волевой, характерологической и др. сферами личности. В широком смысле личностный подход к изучению личностного потенциала профессионального развития человека предусматривает также оценку влияния на него таких структурно-динамических характеристик, как особенности состояний различных систем и функций организма, обеспечи­вающих энергетический потенциал человека. Таким образом, личностный подход при психологическом изучении личностного потенциала профессио­нального развития человека определяет необходимость ориентации на психо­логические и физиологические резервы человека.

В настоящее время большинство специалистов (Корнеева, Платонов, Шадриков и др. [64, 104, 160] склоняется к мнению, что личностный подход -это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональ­ной деятельности, но прежде всего изучение путей становления целостной личности профессионала.

При характеристике личностного потенциала профессионального разви­тия мы также опирались на концепцию регулирующей роли психического от­ражения и психического образа (Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко [46], Д.А.Ошанин [96], В.П.Зинченко [51] и др.).

 

95

Психический образ играет ведущую роль в регуляции профессиональ­ной деятельности, особенностях ее формирования и развития. Закономерно­сти психического отражения предметного мира, соотношение образных кон­структов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологиче­ских ресурсов требованиям успешного освоения и эффективного осуществле­ния профессиональной деятельности, возможность мобилизации функцио­нальных ресурсов в экстремальных условиях определяют особенности лично­стного потенциала профессионального развития человека в связи с конкрет­ной профессиональной деятельностью.

Рассмотрим содержание вводимого нами понятия «личностный потен­циал профессионального развития человека».

В своих трудах Г.В. Суходольский пишет о потенциалах и ресурсах дея­тельности и работы. Работу автор представляет в виде последовательного решения задач деятельности на рабочем месте. В качестве ресурсов работы субъектов автор рассматривает информацию, материал и энергию. Сама же работа, по мнению исследователя, выступает в этом случае «ресурсом функ­ционирования деятельности» [140, с.77]. В качестве потенциалов деятельно­сти - знания, умения, навыки, социальный опыт и опыт деятельности.

К личностному потенциалу профессионального развития некоторые ав­торы также относят и физическую тренированность человека. Физическая тренированность на первых порах обеспечивает работоспособность в услови­ях учебной организации деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде и устойчивую работоспособность, быстрое восстановление после не­благоприятных воздействий. Высший уровень физической тренированности обеспечивает устойчивость к экстремальным нагрузкам, к широкому диапазо­ну воздействий физической и профессиональной среды.

В процессе реализации профессиональных функций потенциалы и ре­сурсы преобразуются в результаты. При дефиците или избытке потенциалов и

 

96

ресурсов необходимое равновесие нарушается. Возникают профессиональные деформации - известные проблемы недогрузки или перегрузки работников с не менее известными последствиями (монотония и психическая напряжен­ность, снижение готовности, производительности, надежности и качества тру­да, качества продукции, деформации личности и т.д., а в случае преподава­тельской деятельности - «профессиональное выгорание»).

Очевидно, что в рассматриваемом контексте речь идет, в большей степе­ни, о внешних ресурсах как источниках успешной (результативной) деятель­ности. В свою очередь, продолжая логическую цепочку, предложенную Г.В. Суходольским, можно говорить о деятельности как потенциале формирования и развития профессионализма человека.

Понятие личностного потенциала профессионального развития (ЛППР) человека включает, с одной стороны, реальные профессиональные возможно­сти, его готовность к эффективной профессиональной деятельности, с другой - нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека. При этом профессионализм (как интегральное свойство человека-профессионала), являющийся продуктом развития, сформировавшись, сам становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и профессио­нального развития.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.