Быстрый переход к готовым работам
|
Разработка программного многофункционального обучающего комплекса по тактико-специапьной подготовке - содержательный фактор повышения её эффективностиВ предыдущих главах диссертационного исследования мы выяснили, что отображение системы задач служебно-боевой деятельности в системе знаний и умений, определённым образом сформированное и предъявленное курсанту, представляет собой систему учебных задач или обучающую последовательность. Учебный материал - это конкретное предметно выраженное воплощение (фиксация) различных видов содержания тактико-специальной подготовки курсантов. Он подлежит усвоению за определённое время. Более конкретной формой воплощения, чем учебный материал, содержание так- тико-специальной подготовки не обладает. Поэтому в нём должны предусматриваться знания, те способы деятельности, которые должны уметь осуществлять курсанты, выполняя задания, та творческая деятельность, которая предполагается в теме, и то эмоционально-ценностное отношение, которое желательно для его разработчика. Центральное место в учебном материале занимает учебник по тактико-специальной подготовке, поэтому дальнейшее изложение будет касаться именно его. Это обусловлено тем, что в настоящее время учебник «Тактико-специальная подготовка» 1989 года издания не отвечает требованиям времени, да и предназначен он не курсантам вузов МВД России, а слушателям факультетов: руководителей горрайорганов, переподготовки и повышения квалификации и др. На кафедре тактико-специальной подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России проводится большая работа по созданию нового учебника, конкретизирующего современные требования соответствующего образовательного стандарта, приказов МВД России, Госкомвуза РФ, других документов и материалов с учётом необходимых требований к его построению. С точки зрения информационной технологии обучения это означает: выделение тем, разбиение структурных единиц на более мелкие, добавление новых структурных единиц, появление внутри- и межпредметных связей и т. п. Разработан чёткий алгоритм такой деятельности, но, с точки зрения темы исследования, остановимся только на наиболее актуальных аспектах проблемы повышения эффективности тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД России. Естественно, что сначала необходимо разобраться с единицами содержания учебника по тактико-специальной подготовке курсантов - объектами, в которых реализуется содержание учебного материала. Структурными элементами содержания учебника считаются параграфы. Так как предмет «тактико-специальная подготовка» представляет собой единство содержательного и процессуального блоков, то в учебнике, в единстве с самим содержанием, подлежащим усвоению, должен содержаться и аппарат организации его усвоения. Следовательно, параграф учебника должен представлять собой текст в соединении с заданиями для его усвоения, а значит выступать как единица содержания учебного материала и процесса обучения ему. С другой стороны, в параграфе необязательно отражение всех элементов содержания: он может быть посвящён исключительно формированию репродуктивных умений или в нём могут отсутствовать задания на усвоение опыта творческой деятельности и т.д. Поэтому параграф, выступая в качестве единицы процесса обучения, не может выступать в учебнике в качестве единицы содержания тактико-специальной подготовки курсантов. Единицей содержания тактико-специальной подготовки курсантов в учебнике может быть глава, включающая систему параграфов. В ней должны найти отражение все элементы содержания тактико-специальной подготовки курсантов и аппарат организации их усвоения. Поэтому основная функция главы —развёртывание учебного материала в единстве всех аспектов. Рассмотрим теперь анализ содержания учебника по тактикоспециальной подготовке, которое оценивается двумя объективными характеристиками: сложность и объём. Сложность - категория, описывающая состав деятельности, необходимой для решения познавательной задачи или усвоения содержания информационного текста, независимо оттого, кто эту деятельность выполняет и рассматривается в двух планах: сложность структурная и сложность содержательная. Структурная сложность параграфа (главы) зависит от числа единиц входящих в него разнородных элементов, от иерархии этих элементов, от разнообразия их связей и отношений. Содержательная сложность связана, в первую очередь, с целью, поставленной перед параграфом (главой). Под объёмом параграфа (главы) понимают количество элементов, входящих в него. Обратимся теперь к некоторым особенностям текста учебника. Опираясь, как это принято в психологии, на три уровня понимания текста, рассмотрим два основных компонента его сложности: информативность текста и ясность структуры текста. Известно, что чем информативнее текст, тем труднее для понимания. Следовательно, если бы удалось учесть знания курсанта в начале работы с текстом и новизну содержания, то можно было бы точно предсказать трудность текста для этого курсанта. Поэтому наибольший эффект даёт тезаурусный подход, наиболее точно учитывающий предварительные знания. Применим его здесь, используя результаты Л.Ю. Монаховой и Ю.А. Шрейдера [84, 134]. Смысловой анализ текста можно описать с точки зрения различных наблюдений, обладающих различными представлениями о мире. Поэтому формальная модель, позволяющая описывать процесс семантического
анализа текста, должна содержать описание «представления о внешнем мире» некоторого наблюдателя. Это «описание» мы будем называть тезаурусом. Сам процесс смыслового анализа текста будет интерпретироваться как изменение тезауруса («представление о внешнем мире») под влиянием данного текста. Подробно автор осветил данную проблему в докладе «Новые понятия в сфере педагогической информационной среды» на состоявшейся 14 апреля 2000 года в стенах Санкт-Петербургского университета МВД России 19-ой международной научно-практической конференции [107].
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31593.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|