Подходы в исследовании и формировании финансово-экономической стратегии предприятий
Подробнее рассмотрим те подходы в исследовании финансово-экономической стратегии предприятий, которые широко известны на научных кругах и, по сути, уже стали общепринятыми.
В системе стратегического управления выделяют обычно три уровня стратегий – корпоративную (общую), функциональные и бизнес-стратегии.
Корпоративная стратегия – это общий план управления диверсифицированным предприятием, описывающий действия по достижению определенных позиций в различных отраслях и подходы к управлению отдельными видами деятельности [152, с.78].
Корпоративная стратегия направлена на выбор приоритетных направлений развития предприятия в целом. Она неразрывно связана в провозглашенной миссией и призвана поддержать реализацию главной цели функционирования предприятия – максимизацию благосостояния его собственников.
Функциональная стратегия – план действий функциональных единиц (НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание покупателей, сбыт, финансы, кадры т пр.) в рамках подразделений [152, с.83].
Функциональные стратегии направлены на детализацию корпоративной стратегии (в разрезе ее основных целей) и на обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц соответствующими ресурсами.
По мнению большинства ученых-экономистов среди функциональных стратегий финансовая стратегия занимает одно из важнейших мест. Это связано с тем, что финансовая стратегия, как экономический мультипликатор, влияет как на все функциональные, так и на корпоративную стратегию – без достаточного объема финансовых ресурсов невозможно реализовать ни одну из них. Так, например, утверждает И.А. Бланк. А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста и Л.Г. Скамай [86, с.444] считают, что именно финансово-экономическая стратегия оказывает наибольшее влияние на формирование корпоративной стратегии развития предприятия.
Стратегия хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей – обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения направлены на обеспечение разработки и вывода на рынок нового продукта, модернизацию существующих товарных линий, связаны с инвестициями в новые технологии и т.п.
Вся работа доступна по Ссылке