Материнская любовь, ее роль в развитии новорожденного
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарны¬ми механизмами для поддержания жизни. По физическому строе¬нию, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в при¬роде. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. И поэтому очень важно психо-эмоциональное состояние матери, находящейся рядом с новорожденным. Материнские ласки - основной динамический фактор стимулирования физиологических реакций ребенка и условие преодоления им потенциальной тревоги.
В нормальных условиях появление нового человека является ре¬зультатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, кото¬рые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адапти-роваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испы¬тание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соот¬ветствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.
С самого рождения младенцы исключительно чувствительны: поскольку их знания ограничены, то их способ общения с миром главным образом происходит на уровне эмоций и инстинктов. Эмоциональное состояние ребенка определяет, как он видит свой мир: родителей, дом, самого себя. Если ребенку его мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нем, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство.
В отношении психологии развития детей первого года жизни предложено несколько моделей. Известная модель когнитивного развития Жана Пиаже основана на взаимодействии двух процессов: ассимиляции (внешний мир интегрируется во внутреннюю схему) и аккомодации (приспособление старых схем и создание новых для адаптации к изменениям в окружении). Согласно теории Пиаже развитие проходит четыре первичные стадии. Сенсомоторная стадия развития подразделяется на 6 подстадий. Первые три включают циклические реакции, отражающие прогресс от самоисследования к внешнему исследованию и к экспериментированию. Они охватывают первые два года жизни ребенка. Возраст 2-6 месяцев соответствует этапу самоисследования. В возрасте от 2 до 5 месяцев циклические реакции могут выражаться в намеренном сосании пальца, ребенок 5-6 месяцев играет с погремушкой (вторичные циркулярные реакции, внешнее исследование).