Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
Выделение публичного управления как особой профессии, созда¬ние специальных органов, государственной и муниципальной службы ведут к отчуждению государства и в какой-то мере муниципальных органов от общества (территориального коллектива).
В современных условиях применяются разные способы, для того чтобы это отчужде¬ние преодолеть (партиципация, общественные инициативы, граждан¬ские комитеты, непосредственное участие граждан в управлении и т.д.).
Однако эти процессы не могут привести к стиранию различий общества и государства, территориального коллектива и муниципаль¬ных органов.
Маловероятно, что государство как регулирующая уп¬равленческая система отомрет, как это предсказывал Ф. Энгельс, односторонне связывая ликвидацию государства только с исчезнове¬нием классов.
Скорее всего, в современном обществе всегда будет нужен какой-то регулятивный институт, действующий от имени общества, для решения «общих дел» и урегулирования общественно значимых конфликтов.
По традиции он, видимо, будет называться го¬сударством, хотя сфера и методы его деятельности могут принципи¬ально измениться.
Сохранится и муниципальное управление для регулирования отношений в территориальном коллективе. Его орга¬низация и способы деятельности также могут стать иными.
С исполь¬зованием новой техники, информатики государственное и муни¬ципальное управление будет становиться все ближе к населению, приобретать непосредственный характер.
Однако они вряд ли будут заменены простым голосованием населения по каждому случаю при¬нятия решений.1
Во-первых, технически невозможно проводить непрерывные голо-сования или собрания граждан для решения всех вопросов, во-вторых, голосованием не всегда можно принять верное решение (например, если будет предложено увеличить с завтрашнего дня заработную плату втрое, большинство, несомненно, проголосует «за», хотя у обще¬ства нет реальных экономических возможностей сделать это).
Органы государства и муниципального управления, сформированные населе¬нием, как предполагается, из его лучших представителей, могут при-нять более взвешенное решение (в конечном счете в интересах населе¬ния), чем это сделает само население, например, путем голосования.
_____________________
Абрамов В.Ф. Государственное и местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. 1997. - №1. - С. 120
Государственные и муниципальные органы, осуществляя свою управ-ленческую деятельность, конечно, не в состоянии решить все насущные «общие дела» (постоянно возникают новые проблемы), ликвидиро¬вать социальное неравенство в обществе и тем более устранить воз¬растные и половые различия. Возможности государственного и муни¬ципального управления ограничены.
Путем применения публичной власти можно решить лишь некоторые «общие дела» (прежде всего выдвигающиеся на первый план), частично решить другие вопросы и никогда нельзя решить третьи (например, изменить климат планеты в точно установленных параметрах). Применяя меры управленческого воздействия, невозможно также устранить социальные и иные кон¬фликты в обществе. Путем регулирующего воздействия государствен¬ных и муниципальных органов (каждых — на своем уровне) можно лишь умерять, сглаживать конфликты, не доводя их до разрушитель¬ного противоборства.
Вместе с тем возможности государственного и муниципального управления (особенно первого) для регулирования общественных, а иногда не только общественных, отношений велики. Уполномочен¬ный на то законом орган государства (суд, при национализации — правительство или парламент) может отобрать имущество у собствен¬ника для «общественной пользы» (в настоящее время, как правило, — только с компенсацией) или временно реквизировать, скажем, средст¬ва передвижения в условиях чрезвычайных событий (органы чрезвы¬чайного или военного управления, с возвращением имущества по мере надобности или с компенсацией). Проводя аграрную реформу (в Италии, Польше, Японии и др.) или национализацию группы одно¬родных объектов (например, некоторых банков во Франции, электро¬технической промышленности в Италии, угольных шахт в Велико¬британии и т.д.), государство лишало собственности большую группу лиц (с компенсацией). Законом или судебным решением (а при госу¬дарственных переворотах — чрезвычайными актами) государственные органы запрещают и распускают политические партии, другие объ¬единения граждан, если такие объединения нарушают конституцию и закон, устанавливают обязательную государственную идеологию. Государственный орган — суд при определенных обстоя¬тельствах вправе лишить человека свободы и даже жизни, вправе ото¬брать детей у недостойных родителей для иного воспитания. В то же время государственные органы могут награждать, предоставлять льго¬ты и пособия, освобождать от обязанностей и т.д.