Практическая часть (разработка стратегий)
Рассмотрим вопросы выбора и формирования стратегий. Как уже отмечалось, прежде всего, фирма должна разрабатывать генеральную стратегию, которая всегда связана с проблемами роста. Генеральная стратегия обеспечивает реализацию главной цели компании, каковой является увеличение прибыли. Последнее достигается, прежде всего, за счет роста потенциала фирмы и ее конкурентных преимуществ.
Финансовыми источниками роста являются: - накопленная прибыль; - банковские кредиты и облигационные займы; - выпуск акций; - лизинг. К технологическим источникам роста можно отнести: - собственные научно-технические разработки (продуктов, технологий); - покупку патентов и лицензий; - франчайзинг. В стратегическом менеджменте рост рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, с точки зрения объекта (продукт, рынок, отрасль, фирма и занимаемая ею позиция, конкурентные преимущества по отдельности или в определенной комбинации). В основном компании используют два стратегических подхода к осуществлению роста: - ориентированный на развитие рынка, его более полный охват, а также продвижение на новые рынки с помощью традиционных товаров; - ориентированный на развитие продукта, который внедряется как на существующих, так и на новых рынках.
Во-вторых, с точки зрения интенсивности (рост, ограниченный рост, отсутствие роста, сокращение, или отрицательный рост). Большинство фирм придерживается стратегии ограниченного роста, так как ее легко формировать (цели устанавливаются от достигнутого уровня с учетом инфляции и других изменений внешних условий) и она позволяет действовать без особых сложностей и риска.
Такая стратегия применяется в зрелых отраслях, когда компания в основном удовлетворена своим положением. Быстрый рост в данном случае уже не нужен, и даже опасен, поскольку в критических ситуациях его значительная инерционность может затруднить своевременную переориентацию на новую траекторию движения.
Стратегия роста применяется в динамично развивающихся компаниях, стремящихся к лидерству в своей области, либо действующих в научно-производственной сфере. Такая стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ за счет постоянных инноваций, активного внедрения на новые рынки.
В-третьих, с точки зрения характера стратегических действий фирмы при этом (они могут быть наступательными, наступательно-оборонительными и чисто оборонительными).
В-четвертых, с точки зрения направленности (отсутствие каких бы то ни было изменений, внутренний и внешний рост). Стратегии внутреннего и внешнего роста получили название «базовые». Внутренний рост имеет место тогда, когда средства реинвестируются в существующий бизнес, его расширение и обновление. Речь может идти об увеличении производства и сбыта товаров старых образцов, если фирма не до конца использовала присущие им возможности, а также в расширении присутствия на существующих и захвате новых рынков. Внутренний рост происходит при расширении ассортимента.
Такой рост типичен для ранних стадий жизни корпорации. Его преимуществами являются: - низкая степень риска (деятельность фирмы протекает в знакомых условиях, и менеджерам не трудно ее контролировать);
- возможность использовать накопленный опыт и знания; - относительно небольшая потребность в средствах.